Границы относительной сердечной тупости у детей

Границы относительной сердечной тупости и поперечный размер сердца

Границы относительной сердечной тупости у детей

Характеристика пульса у детей

Параметры Оценка
Частота Подсчёт пульсовых ударов в течение 1 минуты
Ритм Ритмичный, аритмичный, дыхательная аритмия
Напряжение Нормального напряжения, напряженный, твёрдый, мягкий
Наполнение Удовлетворительного наполнения, полный пульс, пустой пульс
Форма Обычной формы, скорый скачущий, медленный вялый

Ритмичность пульса оценивается по равномерности интервалов между пульсовыми ударами (различают ритмичный и аритмичный пульс). Для детей школьного возраста характерна аритмия, связанная с дыханием (дыхательная аритмия): при вдохе пульс учащается, при выдохе замедляется. Задержка дыхания устраняет этот вид аритмии.

Напряжение пульса определяется силой, которую необходимо применитъ, чтобы сдавить пульс. По напряжению различают: пульс нормального напряжения, напряжённый, твёрдый – pulsus durus и мягкий – pulsus mollus.

Исследование наполнения проводят двумя пальцами: проксимально расположенный палец сдавливает артерию до исчезновения пульса, затем давление пальца прекращают, и дистально расположенный палец получает ощущение наполнения артерии кровью. По наполнению различают: пульс удовлетворительного наполнения; полный пульс – pulsus plenus (наполнение больше обычного) и пустой пульс – pulsus vacuus (наполнение меньше обычного).

Форму пульса различают по скорости подъёма и спуска пульсовой волны (путём умеренного сдавливания артерии обоими пальцами). Пульс может быть обычной формы, скорый скачущий – pulsus сеler (быстрый подъём и спад пульсовой волны) и медленный, вялый – pulsus tardus (пульсовая волна медленно поднимается и также медленно опускается).

Различают также пульс высокий – pulsus altus (быстрое хорошее наполнение пульса и затем быстрый спад) и малый пульс – pulsus parvus (медленное, слабое наполнение и медленный спад).

Эти виды пульса обычно встречаются в сочетании с другими формами пульса: celer et altus (пульс быстро становится хорошего или выше обычного наполнения, и затем наблюдается быстрый спад пульсовой волны) и tardus et parvus (пульсовая волна медленно поднимается, достигает малого наполнения и затем медленно опускается).

Перкуссия.Перкуссию сердца проводят при горизонтальном или вертикальном положении ребёнка. Методом перкуссии определяется величина, конфигурация сердца и размеры сосудистого пучка. Следует перкутировать от ясного звука к тупому. Различают посредственную и непосредственную перкуссию (смотрите в разделе перкуссии лёгких).

При посредственной перкуссии палец-плессиметр плотно прижимается к поверхности грудной клетки, параллельно определяемой границе, перкуссия средней силы и тишайшая. Перкутировать нужно по средней фаланге. Отметка границы сердца производится по наружному краю пальца-плессиметра, обращённого к органу, дающему более громкий перкуторный звук.

Тихой перкуссией определяются границы «относительной» тупости сердца (табл.3) в следующей последовательности: правая, левая, верхняя.

Определение правой границы начинают с определения границы печёночной тупости от III межреберья вниз по правой среднеключичной линии (у детей первых 2-х месяцев жизни по парастернальной линии; у детей старше 2-х лет методом громкой перкуссии по рёбрам или межрёберным промежуткам).

Затем поднимают палец-плессиметр на одно межреберье, изменяют положение под прямым углом и тихой перкуссией «короткими шагами» идут по направлению к грудине. Граница отмечается по наружному краю пальца-плессиметра.

Таблица 3

Границы относительной сердечной тупости и поперечный размер сердца

Граница   Возраст ребёнка
До 2 лет 2-7 лет 7-12 лет Старше 12 лет
Правая Правая пара-стернальная линия Кнутри от пра-вой парастер-нальной линии. Посредине между правой парастерналь-ной и правой стер-нальной линиями. Посредине между правой па-растернальной и правой стер-нальной линиями, ближе к по-следней, в дальнейшем – правая стернальная линия.
Верхняя II ребро II межрёберный промежуток III ребро III ребро или III межрёберный промежуток
Левая 2 см кнаружи от левой сред неключичной линии 1 см кнаружи от левой средне-ключичной линии 0,5 см кнаружи от ле- вой среднеключичной линии. На левой среднеключичной линии или 0,5 см кнутри от неё.
Поперечный размер 6-9 см 8-12 см 9-14 см 9-14 см

Левая граница совпадает с верхушечным толчком. Если его не удаётся определить, то перкуссию проводят строго по IV или V межреберью, начиная от среднеаксиллярной линии. Палец-плессиметр ставят параллельно ожидаемой границе и передвигают его по направлению к сердцу так, чтобы тыльная сторона пальца была все время впереди.

Таким образом, в подмышечной области палец-плессиметр прижимается к грудной клетке своей боковой, а не ладонной поверхностью. Перкуторно удар должен иметь направление все время перпендикулярно поверхности самого сердца (спереди назад, а не слева направо), а не перпендикулярно поверхности грудной клетки (в последнем случае определяется задняя граница сердца).

Перкутируют до появления укороченного звука и отметку ставят также по наружному краю пальца-плессиметра.

Верхняя граница: палец-плессиметр ставят по левой парастернальной линии, перкутируют, начиная от первого межреберья, спускаются вниз, передвигая палец последовательно по ребру и межреберью.

При появлении укорочения перкуторного звука делают отметку по верхнему краю пальца (наружному по отношению к сердцу).

Поперечник сердца измеряют в сантиметрах – по сумме расстояний от середины грудины до правой границы сердца и от середины грудины до левой границы сердца.

Определение границ абсолютной тупости сердца производят тишайшей перкуссией в том же порядке – правую, левую, верхнюю. В обычных условиях границы абсолютной сердечной тупости у детей не перкутируются.

Непосредственная перкуссия границ относительной сердечной тупости проводится по тем же линиям и в том же порядке, что и при посредственной перкуссии.

Определение границ сосудистого пучка производят перкуссией во II межреберьях с обеих сторон. Палец-плессиметр ставят по среднеключичной линии параллельно грудине и передвигают по направлению к ней до появления притупленного звука. Отметку делают по наружному краю пальца-плессиметра. Расстояние между отметками измеряют в сантиметрах.

У маленьких детей границы сердца лучше определять непосредственной перкуссией – согнутым под прямым углом средним пальцем в горизонтальном положении ребёнка.

Аускультация.Выслушивание сердца нужно проводить в вертикальном, горизонтальном положении, в положении на левом боку и после физической нагрузки (если позволяет состояние ребенка) мягким биаурикулярным стетоскопом. Врач обычно располагается с правой стороны от больного.

Точки и порядок выслушивания (рис.5):

1) двухстворчатый клапан (митральный) – у верхушки сердца или в 5 точке (место проекции клапана);

2) аортальные клапаны – во втором межреберье справа у края грудины;

3) клапаны легочной артерии – во втором межреберье слева у края грудины;

4) трёхстворчатый клапан – у правого края грудины, у места прикрепления к ней 5-го рёберного хряща иди у места сочленения конца тела грудины с мечевидным отростком;

5) 5-я точка Боткина для выслушивания клапанов аорты находится в месте пересечения линии, соединяющей II ребро справа с верхушкой сердца и левого края грудины или место прикрепления III-IV ребра к грудине, или третье межреберье. У детей обязательно выслушивается вся область сердца, а также сосуды шеи справа и слева.

Рис.5. Классические места выслушивания тонов сердца

(по Луисада):1- верхушка сердца (митральный клапан), 2-клапан легочной артерии, второе межреберье слева; 3- клапан аорты, второе межреберье справа; 4-трикуспидальный клапан; 5-точка Боткина

При выслушивании сердца нужно определить ритм сердца, звучность тонов, слышны ли в каждой из пяти точек оба тона, какой из них громче, нет ли раздвоения, прослушиваются ли шумы, если да, то в систолу или диастолу, как шум соотносится с тоном (на протяжении всего тона, в начале, в середине, в конце), каковы продолжительность шума, сила, тембр (грубый, жёсткий, дующий, жестковатый, рокочущий, грохочущий, раскатный, «льющейся воды», «сыплющегося песка», «удлинённого выдоха», мягкий, музыкальный, неопределённый), определяется эпицентр шума, проводимость (в подмышечную область, в подложечную область, на спину, на шейные сосуды, в эпигастрий, на бедренную артерию). Все звуковые явления желательно изображать графически.

Измерение артериального давления (АД). Измерять АД рекомендуется в одни те же часы суток после 10-15-минутного отдыха на правой руке (первый раз и по показаниям на обеих руках и ногах) в сидячем или горизонтальном положении трехкратно с интервалом в 3 минуты.

Манжетка должна быть соответствующего размера, а ширина ее составляет половину окружности плеча исследуемого. За искомое АД берут максимальные цифры давления. Полученное АД после 10-мимугного отдыха соответствует обычному или так называемому «случайному» давлению.

Если обычное («случайное») давление отклоняется от возрастных норм, то через 30 минут АД вновь измеряется – это будет «остаточное» давление. Разница между «случайным» и «остаточным» АД называется «добавочным» давлением. При тенденции к повышению АД показатели «добавочного» давления увеличиваются на 15 мм рт.

ст. и более, достигая иногда 30-50 мм рт. ст. Максимальное АД у новорожденных составляет 76 мм рт. ст., к 1 году оно возрастает до 80 мм рт. ст. У детей старше года АД определяют по формуле А. Ф. Тура: 80 + 2n, где n – число лет жизни ребенка. Минимальное АД составляет 1/2-1/3 максимального.

Разность между показателями максимального и минимального АД называется пульсовым давлением.

https://www.youtube.com/watch?v=FWKC0t4qKgc

Для измерения АД у детей используется аускультативный метод Короткова-Яновского, осциллография, тахоосциллография, ультразвуковой метод, прямое измерение АД и другие.

Аускультативный метод по Короткову-Яновскому. Этим методом АД измеряют с помощью тонометра Рива-Роччи или сфигматонометра. Размер манжетки должен соответствовать возрасту ребёнка. Рука должна быть в расслабленном состоянии и лежать ладонью кверху.

Манжетка накладывается на плечо на 2 см выше локтевого сгиба так, чтобы между нею и поверхностью плеча проходил указательный палец, перед наложением манжетки воздух из неё удаляется. При измерении АД скорость изменения уровня ртути в манометрической трубке в период декомпрессии не должна превышать 3 мм на каждую пульсацию.

Стетоскоп прикладывают в локтевомсгибе на плечевую артерию без надавливания. Появление сердечных тонов при выслушивании соответствует максимальному давлению, а их исчезновение – минимальному.

При измерении АД после физической нагрузки появление тонов сердца в период декомпрессии соответствует максимальному давлению, а переход громких тонов в тихие совпадает с минимальным давлением лучше, чем их исчезновение. ВОЗ рекомендует также при измерении диастолического давления (минимального) пользоваться двумя величинами, определенными по переходу громких тонов в тихие и по их исчезновению.

Пальпаторный метод.

Пальпаторный метод измерения АД на руке применяется в том случае, если его не удалось измерить аускультативным методом, чаще у детей раннего возраста.

Метод позволяет определить только максимальное (систолическое) давление по моменту появления пульса на лучевой артерии при декомпрессии. Величина систолического давления при этом на 5-10 мм рт. ст.

ниже величин, получаемых при аускультативном методе.

Аускультативный и пальпаторный методы применяются для измерения АД на ноге. В положении ребёнка на животе манжетку накладывают на бедро на 3 см выше надколенника. АД измеряют так же, как и на руке.

Стетоскоп прикладывают в подколенной ямке на подколенную артерию. При пальпаторном методе измерения давления на ноге определяют только систолическое давление по моменту появления пульса на art.

dorsalis pedis, величина систолического давления при этом на 5-10 мм рт. ст. ниже, чем при измерении аускультативным методом.

Метод тахоосциллографии.

Метод разработан Н. Н. Савицким. АД измеряется с помощью регистрации кривой скорости (тахоосциллограммы) изменения объема сосуда в период компрессии.

Ультразвуковой метод.Метод основан на регистрации специальным аппаратом отраженного ультразвукового сигнала в период декомпрессии, обладает высокой точностью, может использоваться для измерения АД у детей любого возраста.

Прямое измерение. Прямое измерение АД (кровавый метод) в педиатрической практике применяется редко. Его используют чаще всего детские хирурги при подготовке и проведении оперативного вмешательства.

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 974 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-33730.html

Перкуторные границы сердечной тупости у здоровых детей разных возрастов [Молчанов в. И., 1970]

Границы относительной сердечной тупости у детей

ГраницаВозраст детей
До 2 лет2-6 лет7-12 лет
Относительная сердечная тупость
ПраваяПо правой парастернальной линииНа 2-1 см кнутри от парастернальной линииНа 0,5-1 см кнаружи от правого края грудины
Верхняя2 ребро2 межреберье3 ребро
Левая2-1 см кнаружи от левой средне-ключичной линииПо левой средне-ключичной линииНа 1 см кнутри от средне-ключичной линии
Поперечник области притупления (см)6-98-129-14
Абсолютная сердечная тупость
ПраваяЛевый край грудины
Верхняя3 ребро3 межреберье4 ребро
ЛеваяПо наружному ободку околососкового кружкаПо средне-ключичной (сосковой) линииКнутри от средне-ключичной линии
Поперечник области притупления (см)2-345-5,5

Дляопределения правойграницы абсолютной тупости сердцапалец-плессиметр ставят на расстоянии1—2 см от правой границы относительнойтупости параллельно правомукраю грудины и передвигают его кнутридо появления абсолютнотупого звука. Отметку границы делаютпо краю пальца, обращенному к границеотносительной тупости.

Дляопределения левойграницы абсолютной тупости палец-плессиметрставят параллельно левой границе сердцавзоне относительной тупости, несколькокнаружи от нее, и перкутируют,передвигая палец до появления тупогозвука. Отметкуграницы наносят по наружному краюпальца.

Приопределении верхнейграницы абсолютной тупостипалец-плессиметр ставят на верхнююграницу относительнойсердечной тупости у края грудиныпараллельно ребрами спускаются вниз до появления тупогозвука.

Границысердечной тупости у здоровых детейразных возрастныхгрупп представлены в таблице 11.

Поперечниксердца — это расстояние от правой долевой границыотносительной тупости, определяемое всантиметрах.

Удетей первого года жизни поперечниксердца составляет6—9 см, у детей 2—4 лет 8—12 см, у детейдошкольногои школьного возраста 9—14 см.

Аускультациясердцау детей младшего возраста проводитсяв положении лежа с разведенными ификсированными(«кольцом» согнутых пальцев рукпомогающего при обследовании)или в положении сидя с разведенными встороны руками ребенка.

Удетей старшего возраста аускультацияпроводится в различныхположениях (стоя, лежа на спине, левомбоку).

Вовремя деятельности сердца возникаютзвуковые явле­ния,которые называются сердечными тонами.

I тонобусловлен захлопыванием митральногои трикуспидальногоклапанов, колебаниями миокарда, начальныхотделоваорты и легочного ствола при растяженииих кровью, а такжеколебаниями, связанными с сокращениемпредсердий.

IIтонобразуется за счет колебаний, возникающихв началедиастолы при захлопывании полулунныхстворок клапанааорты и легочного ствола за счет колебаниястенок начальныхотделов этих сосудов.

Звучностьтонов меняется в зависимости от близостирасположенияфонендоскопа к клапанам — источникамзвукообразования.

Общепринятыеточки и порядок аускультации

  1. Область верхушечного толчка – выслушиваются звуковые явления при закрытии митрального клапана, поскольку колебания хорошо проводятся плотной мышцей левого желудочка и верхушка сердца во время систолы ближе всего подходит к передней грудной стенке.

  1. 2 межреберье справа у края грудины — выслушивание звуковых явлений с клапанов аорты, где она очень близко подходит к передней грудной стенке.

  1. 2 межреберье слева от грудины – выслушивание звуковых явлений с полулунных клапанов легочной артерии.

  2. У основания мечевидного отростка грудины — выслушивание звуковых явлений с трехстворчатого клапана.

  3. Точка Боткина – Эрба (место прикрепления 3—4 ребер слева к грудине) – выслушивание звуковых явлений с митрального и аортального клапанов.

Удетей дошкольного возраста лучшевыслушивать сердце впериод задержки дыхания, так какдыхательные шумы могутмешать аускультации сердца.

Приаускультации сердца следует сначалаоценить правильностьритма, затем звучание тонов, их соотношениев разныхточках аускультации (Iтон следует после продолжительнойпаузы сердца и совпадает с верхушечнымтолчком. Паузамежду Iи IIтонами короче, чем между IIи I).

Звуковые явленияв различных точках аускультации следуетизображать графически.

Уверхушки сердца и основания мечевидногоотростка удетей всех возрастных групп Iтон громче, чем II,только впервые дни жизни они почти одинаковы.

Удетей первого года жизни Iтон на аорте и легочной ар­териигромче, чем II,что объясняется низким кровяным давлениеми относительно большим просветомсосудов. К 12— 18месяцам сила Iи IIтонов у основания сердца сравнивается,а с 2—3 лет начинает превалировать IIтон.

Вточке Боткина сила Iи IIтонов приблизительно одинакова.

Исследованиепульса

Учитываялабильность пульса у детей (при крике,волнении он учащается на 20—100%),рекомендуется считать его либов начале, либо в конце обследования, ау детей младшего возраста и оченьбеспокойных детей — во время сна.Исследуетсяпульс на лучевой, височной, сонной,бедренной,подколенной и артерии тыла стопы.

Пульсна a.radialisследует ощупывать одновременно на обеихруках, при отсутствии разницы в свойствахпульса дальнейшее исследование можнопроводить на одной руке. Кистьребенка захватывается правой рукойврача в областилучезапястного сустава с тыльнойстороны. Пальпация артериипроводится средним и указательнымпальцами правойруки.

Нависочной артерии пульс исследуетсяприжатием артериик кости указательным и средним пальцами.

Прибеспокойстве ребенка и затруднениипальпации на рукепульс исследуется на бедренной иподколенной артерияхв вертикальном и горизонтальном положенииребенка. Ощупывание проводитсяуказательным и средним пальцами правойруки в паховой складке, в месте выходаартерий из-подпупартовой связки и в подколенной ямке.

Пальпациюсонных артерий осуществляют мягкимнадавливаниемна внутренний край грудино-ключично-сосцевидноймышцына уровне перстневидного хряща гортани.

Пульсна a.dorsalispedisопределяется при горизонтальномположении ребенка. Второй, третий ичетвертый пальцы врачапомещаются на границе дистальной исредней трети стопы.

Характеризуютсяследующие свойствапульса:частота,ритм, напряжение, наполнение, форма.

Дляопределения частоты пульса подсчетведется не менееодной минуты. Частота пульса меняетсяв зависимости отвозраста ребенка

Возраст детейСредняя частота пульса в минуту
Новорожденные140—160
1 год120
5 лет100
10 лет90
12—13 лет80—70

Ритмичностьпульса оценивается по равномерностиинтерваловмежду пульсовыми ударами. В норме пульсритмичен,пульсовые волны следуют через равныепромежутки времени.

Напряжениепульса определяется силой, которуюнеобходимоприменить для сдавливания пальпируемойартерии. Различаютнапряженный, или твердый (pulsusdurus),и напряженный,мягкий, пульс (p.mollis).

Наполнениепульса определяется количеством крови,образующимпульсовую волну.

Исследуется пульсдвумя пальцами:проксимально расположенный палецсдавливает артериюдо исчезновения пульса, затем давлениепрекращают и дистальнорасположенный палец получает ощущениенаполненияартерии кровью. Различают полный пульс(p.pienus)— артерия имеет нормальное наполнение-ипустой (p.vacuus)— наполнение меньше обычного.

Величинапульса определяется на основаниисуммарной оценкинаполнения и напряжения пульсовойволны. По ве­личинепульс делят на большой (p.magnus)и малый (р. рагvus).

Формапульса зависит от скорости изменениядавления вартериальной системе в течение систолыи диастолы. При ускорениинарастания пульсовой волны пульсприобретает какбы скачущий характер и называется скорым(p.celer);призамедлении нарастания пульсовой волныпульс называетсямедленным (p.tardus).

Правила измеренияАД

– Перед измерениемАД пациенту необходимо отдохнуть втечение 5 минут.

– Измерение АДдолжно проводиться в тихой, спокойнойи удобной обстановке при комфортнойтемпературе.

Непосредственно в комнате,где проводится измерение АД, должныбыть кушетка, стол, место для исследователя,стул для пациента с прямой спинкой и,по возможности, регулируемой высотойсиденья, или приспособления дляподдержания руки пациента на уровнесердца.

Во время измерения пациентдолжен сидеть, опираясь на спинку стула,с расслабленными, не скрещенными ногами,не менять положения и не разговариватьна протяжении всей процедуры измеренияАД.

-Измерение артериального давления должнопроводиться не раньше, чем через 1 часпосле приема пищи, употребления кофе,прекращения физических нагрузок,пребывания на холоде и контрольныхработ в школе.

– Плечопациента должно быть освобождено отодежды, рука должна удобно лежать настоле (при измерении АД в положениисидя) или на кушетке (при измерении АДв положении лёжа), ладонью кверху. Приизмерении АД на руках манжета накладываетсяна 2 см выше локтевого сгиба, при этомпод манжету можно свободно подвестипалец.

– При измерении АДна нижних конечностях ребёнок лежит наживоте, а манжета накладывается на бедротак, чтобы нижний край манжеты был на2-2,5 см выше подколенной ямки. Стетоскопприкладывается к подколенной ямке(области подколенной артерии)

– Повторные измеренияпроводятся не ранее, чем через 2-3 минутыпосле полного выпускания воздуха изманжеты.

У детей до 9месяцев АД на нижних конечностях равноАД на верхних конечностях. Затем, когдаребёнок принимает вертикальное положение,АД на нижних конечностях становитсявыше на 20-30 мм.рт.ст

ВнормеАД оценивается по формулам:

До1 года (Попов А.М.) САД=76+2n,где n– возраст в месяцах, ДАД составляет ½или 2/3 от САД.

Старше 1 года:

САД=100+2n,где n-возраств годах (Попов А.М.), ДАД составляет ½ или2/3 от САД.

САД=80+2n(Молчанов В.И.)

САД=90+2n(Воловик А.Б.)

САД=102+0,6n,ДАД=63+0,4n(Волынский)

Основные критерии изменений АД

НормальноеАД– средние уровни САД и ДАД не выходят запределы 10 и 90 центилей значений дляданного возраста и роста.

Высокоенормальное АД– САД и ДАД, уровень которого находитсяв пределах 90-го и 95-го центилей длясоответствующего возраста и роста.

Артериальнаягипертензияопределяется как состояние, при которомсредний уровень САД и/или ДАД, рассчитанныйна основании трех отдельных измерений,равен или превышает 95-й центиль длясоответствующего возраста и роста.

Таблица 12

Источник: https://studfile.net/preview/2487015/page:11/

Границы сердца у детей: способы определения, нормы по возрасту, отклонения

Границы относительной сердечной тупости у детей

В последнее время отмечается рост патологий у детей, связанных с сердечно-сосудистой системой. При раннем выявлении недуга процент выздоровления намного выше.

Одним из эффективных методов определения работоспособности главного органа в организме является перкуссия.

Рассмотрим алгоритм определения границ сердца у детей, причины отклонений от нормы, а также на какие заболевания они указывают и как их предотвратить.

Особенности сердечно сосудистой системы ребенка

Сердечная мышца у ребенка имеет свои анатомические особенности в зависимости от возраста. К примеру, при рождении масса сердца составляет всего 0,8 % от общего веса малыша (22 г), у взрослых – 0,4 %.

Желудочки (правый и левый) практически одинаковы по массе, толщина стенки всего 5 мм. К году масса сердца увеличивается вдвое, к 3 годам – в три раза, к шести годам – в 11 раз.

С возрастом растет нагрузка на левый желудочек, толщина его стенок к 14 годам достигает 10 мм, а правого – всего 6 мм.

По мере взросления происходит также созревание тканей, уплотнение соединительной ткани и разрастание артерий, с помощью которых происходит кровоснабжение. До 12 лет у ребенка аорта уже легочной артерии, потом просветы становятся одинаковыми, а границы сердца у детей формируются до 15 лет. С возрастом также увеличивается объем кровотока.

Различия также есть в анатомическом расположении сердца у детей и взрослых:

  • У малышей сердце расположено выше, по мере взросления оно опускается. В первую очередь это обусловлено строением диафрагмы.
  • При рождении сердце малыша напоминает шарик. На протяжении первых лет жизни оно перемещается внутри клетки и постепенно спускается.
  • Различие есть и в частоте сердцебиения, у малышей пульс более частый по сравнению со взрослыми, поскольку сердечная мышца сокращается быстрее и обмен веществ происходит интенсивно.

Как проводится исследование работы сердце у детей

Перед тем как определить границы сердца у детей, необходимо исследовать главный орган на работоспособность. Первый показатель – это частота пульса. Он должен быть симметричен на обеих руках. К характеристикам пульса также относятся такие свойства, как ритмичность, напряжение, наполнение, величина и форма.

При этом учитывается, что показатели сердцебиения могут быть индивидуальными. В зависимости от возраста есть определенные нормы, отклонения от которых может состоять в пределах 20 %.

Если пульс более частый – налицо тахикардия, замедленный ритм сердца говорит о брадикардии. Частота пульса подсчитывается за минуту в перерывах между физическими нагрузками.

Ритмичность – это когда его измеряют через определенные промежутки времени.

Отклонения от нормальных показаний могут быть вызваны различными заболеваниями, даже не связанными с органами сердечно-сосудистой системы. Но это повод обратиться к врачу. Определить работу сердца можно с помощью кардиограммы разовой или с измерением показателей на протяжении суток, чтобы заметить, как и когда меняется состояние сердечной мышцы.

Особенности расположения сердца у детей по возрасту

Существуют показатели работы сердечной мышцы, которые определяют нормальное развитие ребенка. В первую очередь это относится к размерам и расположению сердца, что обусловлено анатомическим строением как детей, так и взрослых.

Определение границ сердца у детей позволяет оценить функциональность органа, а также выявить возможные патологии в его развитии. Различают границы относительной и абсолютной тупости сердца по возрасту:

  • до двух лет орган расположен в 2 см от левой сосковой линии, вверху на уровне второго ребра;
  • к семи годам – в 1 см от левой сосковой линии, а вверху в районе 2-го межреберья;
  • к 12 годам — на уровне левой сосковой линии и третьего ребра.

Границы абсолютной тупости главного органа вне зависимости от возраста выглядят так: правая сторона располагается на уровне левой стернальной линии, вверху до двух лет на уровне 3-го ребра, до семи лет – 3-го межреберья, к 12- годам – на уровне 4-го ребра.

Полученные знания о месте расположения сердца в зависимости от возраста позволяют выслушать орган стетоскопом и оценить работу его компонентов. Этот физический метод диагностики называется аускуляцией сердца и проводится в 5 разных точках:

  1. Митральный клапан прослушивается в области верхушечного толчка.
  2. Клапан аорты – во 2-м межреберном промежутке с правой стороны.
  3. Клапан легочной артерии — во 2-м межреберном промежутке с левой стороны,
  4. Трехстворчатый клапан – в основании мечевидного отростка грудины.
  5. Клапан аорты – в точке Боткина-Эрба (4 межреберный промежуток слева от грудины).

При оценке аускуляции можно оценить работу сердца по следующим показателям:

  • громкость, ясность и чистота тонов;
  • ритмичность;
  • соотношение тонов;
  • наличие или отсутствие шумов.

У здоровых детей слышны громкие, ясные и ритмичные тоны, шумы отсутствуют. Если присутствует шум, это говорит о патологии, которую исследуют на локализацию, интенсивность и продолжительность.

Способы определения границ сердца у детей

Методом перкуссии можно определить размер, положение и конфигурацию сердца как у детей, так и у взрослых. Ее можно проводить в вертикальном и горизонтальном положении. Различают также непосредственную перкуссию, определяющую размеры и конфигурацию органа у малышей и опосредованную – применяется у подростков.

Перкуссия границ сердца у детей, основные правила:

  1. Абсолютные границы сердца определяют тишайшей перкуссией, относительные – тихой.
  2. Проводят метод исследования вдоль межреберий, двигаясь от легких к сердцу (легочный звук более ясный, потом идет тупой), при этом палец двигается параллельно границе сердца, которая определяется заранее.
  3. Абсолютную границу определяют по внутреннему краю пальца, относительную – по внешнему.
  4. В орто-сагитальной плоскости перкусия определяет левую границу относительной сердечной тупости.
  5. Процедуру проводят в определенной последовательности.

Определение границ сердца у детей методом перкуссии проводят по следующей последовательности:

  • определяется высота стояния диафрагмы;
  • правую границу определяют на одно ребро выше (4-е межреберье), далее – левую границу;
  • верхушечный толчок находят пальпаторно и по этому межреберью (по 4 или 5) определяют левую границу органа.

Относительные и абсолютные границы сердца у ребенка

Рассматривая размер, конфигурацию и расположение сердца, стоит отметить, что его границы зависят от возраста. К примеру, границы сердца у ребенка 5 лет выглядят следующим образом: верхняя граница на уровне 2-го межреберья, правая – на расстоянии 1 см от правой грудинной линии, а левая – на 1 см от левой грудинной линии.

До двух лет орган у малыша находится в 2 см от грудинных линий, потом происходит его перемещение и увеличение в размерах. Также меняется и его конфигурация – из круглого шарика оно превращается в полость опуклой формы, похожую на сердце.

Причины смещения границ

Возможно смещение границ сердца у детей, которое не зависит от естественных процессов, то есть возраста, а связано с патологией. Здесь специалисты определяют не только угол смещения, но и его направление.

О чем говорит характер смещения границ сердца?

  • Смещение в правую сторону говорит о кардиальных или экстракардиальных причинах – может свидетельствовать о гипертрофии правых отделов сердца (дефекте межпредсердной перегородки). Также может быть следствием пневмоторакса, хронической пневмонии, бронхиальной астмы или коклюша.
  • Смещение влево – говорит о гипертрофии левого желудочка, недостаточностью митрального клапана или об увеличении правой стороны сердца также может быть следствием сепсиса, инфекционных заболеваний и правостороннего экссудативного плеврита.
  • Смещение вверх – может быть причиной гипертрофии или дилятации обоих желудочков (стеноз и недостаточность митрального клапана), кардит, кардиомиопатия, фиброэластоз.
  • Смещение во все стороны возникает при экссудативном плеврите, гипертиреозе и гипотиреозе.

Уточнить диагноз, полагаясь на знания о границах сердца у детей по возрасту, можно с помощью выслушивания работы органа. При этом стоит помнить, что при метеоризме, асците, опухолях наблюдается увеличение размеров абсолютной тупости, при эмфиземе легких, пневмотораксе, энтероптозе – уменьшение.

Оценить показатели главного органа можно по другим факторам, если границы сердца у детей в норме. В первую очередь исследуется сердцебиения малыша, то есть его частота (ЧСС). Нормальные показатели новорожденных малышей – 100–160 уд./мин, деток до 10 лет – 700-120 ударов в минуту, до 12 лет – 60–100 уд./мин.

При этом синусовая аритмия, то есть нерегулярность сердечного ритма (замедление и ускорение), для детей считается вполне нормальным явлением. Ее можно выявить с помощью ЭКГ и она не вызывает беспокойства. Врачи ориентируются на усредненные показатели сердцебиения детей в зависимости от возраста.

Нормальные показатели ЧСС детей по возрасту:

  • 1 месяц – 140 уд/мин (отклонения от нормы, невызывающие беспокойства от 110 до 170 уд/мин);
  • 12 месяцев – 130 уд/мин (100–170 уд/мин);
  • 3 года – 105 уд/мин (85–130 уд/мин);
  • 5 лет – 95 уд/мин (за отсутствием смещения границ сердца у ребенка 5 лет пульс может колебаться от 75 до 125 уд/мин);
  • 8 лет – 90 уд/мин (70–115 уд/мин);
  • 10 лет – 85 уд/мин (65–110 уд/мин);
  • 12 лет – 80 уд/мин (60–105 уд/мин);
  • 15 лет – сердцебиение почти как у взрослого человека и составляет 75 уд/мин (колебания от 55 до 110 уд/мин считаются нормальными).

Учащенное сердцебиение при его нормальном расположении может быть вызвано психоэмоциональным состоянием малыша (плачем). А вот замедленное должно насторожить. Это может свидетельствовать о врожденных проблемах, которые привели к нарушению ритма. У подростков может быть брадикардия, то есть замедление сердечного ритма. Чаще всего она наблюдается у тех, кто активно занимается спортом.

Обратиться к врачу стоит при выявлении сердечного ритма у ребенка меньше 50 уд/мин, длительных по продолжительности перебоев ритма сердца (оно должно работать без остановок) или резкого ускорения ЧСС без причины.

Что влияет на изменение частоты пульса?

Определение границ сердца у детей 5 лет (в особенности перед школой) является важным показателем, который определяет отсутствие патологий. Не менее важным критерием оценки органа является и частота пульса. Но что может привести к изменениям в ЧСС, то есть замедлить или ускорить его?

Способствовать брадикардии могут физиологические факторы: усиленная физическая нагрузка, длительный сон, охлаждение тела, прием седативных препаратов.

Стоит также отметить, что она может свидетельствовать о других нарушениях: отравлении, язве, инсульте, черепно-мозговой травме, повышенном артериальном давлении, опухоли, заболевании нервной системы, сердечной недостаточности, анемии, гипертиреозе и патологии в работе сердца.

Показатели ЧСС у ребенка могут меняться по ряду причин:

  • нарушения в сердечной деятельности;
  • недостаток кислорода в легких;
  • снижение содержания кислорода в крови и патологии органа.

Как правило, такие показатели далеки от нормы ребенка по возрасту, поэтому требуют постоянного наблюдения.

Профилактика

Нормальное сердцебиение и правильное расположение сердца в пределах нормы границ обеспечивает хорошее снабжение кровью жизненно важных органов, в первую очередь мозга. Для того чтобы защитить ребенка от проблем с сердцем существуют профилактические меры:

  • Занятия спортом (около получаса в день) – это даже может быть прогулка на свежем воздухе.
  • Отсутствие стрессов и перенапряжений. Избегать тех ситуаций, когда малыш может испытывать страх).
  • Нормализация веса за счет рациона. Еда для ребенка должна быть разнообразной и состоять из необходимых по возрасту витаминов и минералов.
  • Отдых и полноценный сон.

На хорошую работу сердца влияют такие физические нагрузки, как бег, плавание и езда на велосипеде.

Источник: https://FB.ru/article/429727/granitsyi-serdtsa-u-detey-sposobyi-opredeleniya-normyi-po-vozrastu-otkloneniya

Читать

Границы относительной сердечной тупости у детей
sh: 1: –format=html: not found

Т. В. Парийская, О. А. Борисова, О. А. Жиглявская, А. Е. Половинко

Неотложные состояния у детей. Новейший справочник

Предисловие

Педиатрам «Скорой», «Неотложной помощи», врачам общей практики необходима справочная литература, позволяющая быстро сориентироваться в вопросах диагностики, лечения заболеваний детского возраста, особенно при оказании экстренной медицинской помощи тяжелобольному ребенку. В отечественной литературе проблемы оказания неотложной помощи представлены недостаточно полно. Сведения, опубликованные в переводной зарубежной литературе по этому вопросу, не всегда соответствуют реалиям отечественного здравоохранения.

Предлагаемый вниманию читателей краткий справочник по неотложным состояниям у детей написан на основании собственного большого клинического опыта и анализа современной литературы.

В основу справочника положен не столько синхдромальный подход, сколько в основном нозологический принцип изложения клинического материала.

Это позволило комплексно осветить проблемы этиологии, патогенеза, клиники и лечения наиболее часто встречающихся соматических заболеваний детского возраста, особенно их тяжелых форм, и при этом особое внимание уделить вопросам оказания неотложной помощи.

В главе I разобраны основные методы и подходы к диагностике заболеваний, наиболее распространенные и информативные, позволяющие быстро и правильно подойти к постановке диагноза, оценить тяжесть состояния больного и выбрать оптимальные методы лечения. Описаны также семиотика отдельных нозологических синдромов, их диагностика, неотложная помощь и лечение.

Особое внимание уделено тяжелым, угрожающим состояниям, таким как дыхательная недостаточность, недостаточность кровообращения, острая почечная, печеночная недостаточность, судорожный и другие синдромы.

Даны основные диагностические признаки неотложных состояний, основные направления дифференциальной диагностики, перечень минимально достаточных лечебных мероприятий.

Глава II посвящена заболеваниям детей периода новорожденности. В ней рассмотрены вопросы диагностики и лечения наиболее часто встречающихся заболеваний кожи, пупочной ранки. Большое внимание уделено диагностике и терапии наиболее тяжелого заболевания – сепсиса новорожденных.

Главы III–X содержат сведения о часто встречающихся соматических заболеваниях у детей. Подробно рассмотрены диагностика, интенсивная терапия и тактика врача при патологических процессах, сопровождающихся обструкцией дыхательных путей (бронхиальная астма, бронхиолит, круп).

С современных позиций изложено лечение аритмии у детей, обращено внимание на необходимость тщательной их диагностики с использованием ЭКГ, так как лечение четко зависит от характера нарушений ритма.

Эффективные мероприятия при желудочковых аритмиях могут оказать негативное действие при наджелудочковых аритмиях, и наоборот.

В главе III обсуждается одна из актуальных проблем педиатрии – респираторный дистресс-синдром, его патогенез, подходы к терапии.

В главе VIII кратко изложены физиологические механизмы свертывания крови и достаточно подробно, наряду с геморрагическими диатезами, описаны ДВС-синдром, его диагностика, клиника и неотложная помощь.

В главах XI–XII даны описания клиники и оказания первой помощи при укусах змей и рекомендации при оказании неотложной помощи в случаях местного и общего переохлаждения и перегревания.

В главе XIII приведен перечень фармакологических препаратов, используемых при оказании неотложной помощи и проведении интенсивной терапии, даны их краткая характеристика, возрастные дозы для детей и методы их применения.

Надеемся, что справочник по неотложной помощи будет полезен врачам-педиатрам «Скорой» и «Неотложной помощи», другим специалистам, оказывающим экстренную помощь детям. Авторы с благодарностью примут замечания и пожелания по его дальнейшему совершенствованию.

Глава 1

Семиотика и диагностика соматических заболеваний у детей

Общая семиотика

Основополагающими методами постановки диагноза многих заболеваний и оценки особенностей их лечения являются тщательно и целенаправленно собранный анамнез и систематически проведенное клиническое обследование больного ребенка.

Данные лабораторных анализов и инструментального обследования (рентгенологического, эндоскопического, электрокардиографического, ультразвукового и др.) позволяют подтвердить диагноз и более полно представить развитие заболевания.

Диагностические возможности лабораторных и инструментальных методов обследования постоянно расширяются, увеличивается объем получаемой информации, но их результаты должны оцениваться только в сопоставлении с данными клинического обследования, полученными при личном контакте врача с пациентом.

Анамнез

Анамнез включает в себя жалобы больного, историю начала и развития настоящего заболевания, историю роста и развития ребенка, историю семьи и условия жизни ребенка.

В анамнезе заболевания должны быть сведения о том, когда заболел ребенок, при каких обстоятельствах и как развилось заболевание, как протекало, какие были жалобы, какие были проявления заболевания (повышение температуры тела, озноб, сыпь, одышка, рвота, беспокойство и др.

), и их изменения в динамике.

Если ребенок получал лечение, то какие лекарственные препараты, в течение какого времени (особенно это важно уточнить в отношении применения антибиотиков, гормональных препаратов, мочегонных средств), их эффективность и возможные нежелательные последствия (аллергические реакции и др.).

Анамнез жизни включает сведения о родителях (возраст, состояние здоровья, условия жизни и др.), периоде новорожденности, грудном, дошкольном, школьном периодах. Чем младше ребенок, тем обычно более детально выясняются подробности раннего детства.

Для характеристики периода новорожденности выясняют особенности течения беременности, родов, показатели физического развития новорожденного, сроки отпадания пуповины, закрытия пупочной ранки и др. При характеристике грудного периода большое внимание уделяется вскармливанию ребенка, психомоторному и физическому развитию.

В анамнезе жизни детей старшего возраста желательно отразить особенности их поведения дома, в коллективе, успеваемость в школе, занятия физкультурой, спортом.

Подробно выясняются данные о перенесенных заболеваниях, особенностях их течения, лечения, наличие экссудативного диатеза и других проявлений аллергии, сведения о профилактических прививках, их сроках, реакции на них, о туберкулиновых пробах и их результатах.

Выясняются условия жизни ребенка, наличие неблагоприятных факторов (недостаточное пребывание на воздухе, длительный просмотр телепередач, нерегулярное питание, курение родителей и др.).

При ряде заболеваний необходим генеалогический анамнез.

Объективное обследование

Объективное обследование включает данные, полученные при осмотре, пальпации, перкуссии, аускультации. Начинается оно с оценки самочувствия и состояния больного.

Оценка самочувствия осуществляется путем расспроса матери или ребенка о беспокоящих его болях, других неприятных ощущениях, о сне, аппетите. Самочувствие может быть расценено как вполне удовлетворительное или неудовлетворительное.

Заключение о состоянии больного дается не только на основании оценки его самочувствия, но, главным образом, на основании данных, полученных при клиническом, лабораторном и инструментальном обследованиях. Состояние может быть расценено как удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое и терминальное.

Обследование ребенка любого возраста включает оценку его физического и психомоторного развития.

Если больной находится в постели, обращают внимание на его положение. При некоторых заболеваниях дети принимают вынужденное положение (при тяжелом приступе бронхиальной астмы, выраженной недостаточности кровообращения больные лучше себя чувствуют в положении сидя с опущенными ногами).

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=245068&p=3

МедЛечебник
Добавить комментарий