Короткая память у ребенка

10 простых способов улучшить память ребенка

Короткая память у ребенка

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул.

Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию.

Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте.

Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины​  

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет​

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.опубликовано econet.ru

 Наталья Обрядина

​P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/147775-10-prostyh-sposobov-uluchshit-pamyat-rebenka

У ребёнка плохая память и внимание: что делать, причины проблемы

Короткая память у ребенка

Причины плохой памяти у ребенка. Органические и социальные нарушения. Что делать родителям, чтобы помочь малышу. Правильный режим, питания, игры и занятия, общее развитие.

Способность малыша усваивать и запоминать все новое помогает ему развиваться. Однако зачастую у детей даже в раннем возрасте возникают проблемы, связанные с запоминанием. В этом случае родителям очень важно знать, что делать. Причины плохой памяти у ребенка — первое, что необходимо выяснить.

Поиск корней проблемы

Появление у малыша проблем с памятью — тревожный звонок. Причиной могут быть как банальная усталость и рассеянность, так и функциональные расстройства мозговой деятельности. Постоянный контроль со стороны родителей способностей к усвоению и запоминанию новых навыков является гарантией правильного развития маленького человека.

Есть ли проблемы с памятью у ребенка, можно определить, отмечая следующие особенности поведения:

  • Недостаточная адекватность малыша в общении с друзьями;
  • Затруднения в ответе на прямое обращение;
  • Проблемы в выполнении новых заданий;
  • Полная растерянность и непонимание в сложных делах, попытка отказаться от них;
  • Проблемы с внимательностью;
  • Ребенок не может применить навыки в данных ему поручениях.

Причиной появления проблем с усвоением знаний могут быть социальные, наследственные и приобретенные состояния нарушений памяти. К социальным причинам относятся образ жизни в семье, постоянное отсутствие необходимых продуктов и витаминов в рационе малыша. Отрицательно сказывается на развитии, если ребенок почти не бывает на свежем воздухе или с ним мало занимаются, он предоставлен сам себе.

К наследственным причинам относится врожденное умственное отставание. В случае приобретенных проблем с памятью причиной могут быть заболевания психического характера, последствия сильной травмы головного мозга, состояния после перенесенной комы, интоксикации.

Нередки частичные потери памяти после перенесенных инфекционных болезней. В большинстве случаев частичная потеря памяти возможна при стечении нескольких обстоятельств: неблагоприятная обстановка в детском коллективе и дома, тревога и страхи, недостаток витаминов.

Методики восстановления памяти

Что делать, если у ребенка плохая память и внимание подсказывают профильные специалисты: детские психолог и невролог. Возможно придётся провести полноценное комплексное обследование и назначить терапевтическое лечение.

Как правило, назначение включает комплекс витаминов и лекарства, улучшающие мозговое кровообращение — ноотропы.

Рекомендуется пройти курсовое лечение у психолога, цель таких занятий — заставить ребенка поверить в свои силы и убрать тревожность и страхи.

В школе после начальных классов резко увеличивается учебная нагрузка. Нередки случаи жалоб учеников средних классов на сложности с запоминанием, частые головные боли, быструю утомляемость. Дети рассеянны на уроках, невнимательны, снижается успеваемость. Что делать, если у ребенка 10 лет плохая память зависит от причины проблемы. Часто он кроется в неготовности мозга к новым нагрузкам.

В таких случаях родителям рекомендуется проверить в течение нескольких дней распределение времени своего ребенка. Хронометраж даст картину затрат времени на кружки, спортивные секции, компьютерные игры, собственно отдых.

Дети, как и взрослые, обязаны отдыхать, чтобы успеть восстановить силы.

При дефиците времени на отдых и коротком сне мозг не успевает отдохнуть, и в итоге школьник не может сконцентрироваться, он рассеян, появляются проблемы с памятью.

Чтобы исправить ситуацию, родители обязаны упорядочить рабочий день ребенка, следует помочь с выполнением особо сложных заданий. Особое внимание рекомендуется уделить усиленному полноценному питанию. Обязательно увеличить в дневном рационе употребление рыбы, мясных продуктов, фруктов. По возможности добавить чернику, она активизирует работу мозга.

Необходимо помнить, что регулярные упражнения по развитию памяти помогают восстановить ее функции. Мозг следует тренировать регулярно с самых пеленок, даже во взрослом состоянии регулярные занятия позволяют значительно развить качество памяти.

Рекомендации психологов и логопедов включают чтение сказок самым маленьким, предпочтение сказкам с частыми повторами, они легче запоминаются, здесь развивается слуховая память. Когда малыш взрослеет и может повторять сам стихи и маленькие отрывки, следует увеличивать количество текстов для заучивания.

Что делать, если ребенок плохо запоминает стихи, подскажет детский психолог. Мотивация к успеху при прочтении выученных наизусть стихов и сказок дает толчок и стимул к развитию смысловой и образной памяти.

Следует как можно больше уделять времени малышу, он не должен оставаться сам, только в общении, в игровых ситуациях, в непрерывных «почему» идет развитие мозга, и увеличивается количество связей между нейронами.

Рекомендуется метод Монтессори в играх с детьми: после игры с определенным количеством предметов незаметно следует забрать один из предметов. Малыш должен сам без подсказки определить, какого предмета не хватает. Такая игра развивает наблюдательность и очень полезна.

Игра «Где и как лежит» поможет развить мышление и логическую память ребенка. Для такой игры рекомендуется собрать мелкие предметы из разных помещений квартиры в один ящик (пакет). Ребенок достает предметы друг за другом и комментирует местонахождение вещи в квартире, потом он относит на место все предметы. Или тренироваться с помощью подобных заданий:

Для развития ассоциативной памяти следует во время разговора с ребенком обратить внимание на мелкие детали, например, запах и яркий цвет цветов на клумбе, детали одежды у прохожих, формы облаков перед дождем. Ассоциативная память способствует запоминанию образов различных событий и явлений.

Важность правильного питания

Сбалансированное полноценное питание увеличивает шансы восстановления временных ухудшений памяти. Необходима нормализация водного баланса, следовательно, ребенок должен выпивать требуемое количество напитков, свежевыжатых соков и воды. Основные продукты для полноценного рациона школьника:

  • Продукты моря (креветки, рыба, ламинария) — до 3 раз в неделю;
  • Орехи (миндаль, фундук, кешью, грецкий) — 3−4 ореха в день;
  • Фрукты, овощи;
  • Ягоды, особенно черника, клюква и черная смородина;
  • Злаки — гречневая и овсяные каши;
  • Добавление семян кунжута, тыквы и подсолнечника в салаты и каши;
  • Мед, шоколад, сухофрукты;
  • Молоко — не менее 2 стаканов в день.

Необходимо спланировать ежедневное меню ребенка таким образом, чтобы поступление питательных веществ с пищей было полноценным и качественным. Следует наблюдать за водным балансом в течение дня, приоритеты — у свежевыжатых соков, морсов, травяных сборов.

Рекомендации родителям

Родители часто пребывают в растерянности, если у малыша появляются признаки плохой памяти, и он ничего не может запомнить. Но надо не поддаваться панике и знать, что делать в таких ситуациях, как вернуть маленькому члену семьи утраченные навыки запоминания, как предупредить срывы в дальнейшем.

Мозгу как одному из важных органов постоянно необходим тренинг. Следует уделять больше времени для занятий по обучению и закреплению пройденного материала. Важны игровые моменты, ненавязчиво следует предложить малышу поиграть в игру с ключевым вопросом: «А что мы учили (смотрели, читали) вчера (позавчера, три дня назад)?».

Ребенок должен спокойно рассказать о событиях в школе, о разговоре в магазине, необходимо на таких бытовых примерах развивать навыки памяти. Заучивание стихотворений, прибауток, поговорок благоприятно действует на развитие памяти.

Рекомендуется возвращаться по выученному материалу на несколько дней назад. Для помощи ребенку в запоминании стихов рекомендуется учить стихотворение по цветным картинкам. Логическая память усиливает запоминание пройденного материала.

Если у ребенка плохая память, а он не отрывается от планшета или смартфона и все свое свободное время проводит с «электронными друзьями», родители обязаны отвлекать его различными способами, предложить пойти в зоопарк, на выставку, в музей. Малыш должен получать новую информацию из внешней среды.

Почему у ребёнка плохая память и что с этим делать

Источник: https://OurKids.ru/metodichka/sovety/plokhata-pamyat/

Плохая память у ребенка

Короткая память у ребенка

Анастасия Рыбакова

Плохая память у детей – не редкость. Что же делать родителям, которые заметили проблемы с памятью у ребенка.

Сначала стоит сказать о том, что это – не приговор, как думают многие родители, опираясь на очень странные аргументы. Нет. Если заниматься со своим ребенком, не опускать руки и верить в него, все обязательно получится!

Ну а теперь с самого начала.

«Все мы родом из детства» – хорошая фраза, которую любят многие психологи.

И эта фраза не только про нашу психику, какие-то комплексы и прочее. А про физиологию в том числе. Но об этом чуть позже.

Очень многие ученые, специалисты спорят о том, когда у человека появляется память. Некоторые утверждают, что еще до рождения и ребенок помнит все то, что было во время внутриутробного периода жизни – правда, эта память бессознательная, – другие говорят, что запоминать что-либо ребенок начинает годам к трем.

Но по мнению, принятым большинством научного сообщества, память начинает формироваться приблизительно к возрасту 9 месяцев.

До этого времени ребенку не особо интересно, условно говоря, куда делась игрушка, которую родители только что держали в руках. Малыш просто о ней забывает. А вот с этого возраста начинает проявляться сознательная память, постепенно развивается способность к запоминанию – это связано с тем, что объем мозга ребенка достигает минимального значения для «активации» интеллекта.

«Ну память как память, подумаешь! Я-то все равно больше и лучше запоминаю, я же взрослый человек» – скажете вы и будете неправы.

Одна из главных особенностей детской памяти состоит как раз в том, что дети запоминают лучше взрослых!

А все потому, что они не разрывают событие и эмоции, связанные с ним, поэтому впечатления у них ярче, а значит дети помнят все произошедшее с ними достаточно долго. Порой детские воспоминания сопровождают нас всю жизнь.

Из этого следует, что родителям стоит почаще задумываться о том, какими эмоциями вы наполняете то или иное занятие для вашего ребенка. Особенно, если это касается обучения.

Потому что, если когда-то в детстве вы накричали на малыша, сильно поругали его в процессе изучения, условно говоря, английского, то потом не удивляйтесь, что из школы он по этому предмету приносит дай бог тройки.

Он ассоциирует (хоть, возможно, и на подсознательном уровне) изучение английского языка с чем-то неприятным, эти чувства ему не нравятся, он пытается от них как-то избавиться. Частый выход – не учить английский.

Так что, родители, постарайтесь держать себя в руках.

Вторая очень важная особенность – дети до определенного возраста не способны мыслить осознанно.

Они просто воспринимают всю окружающую их действительность. И воспринимают очень хорошо, потому что для них практически каждый новый день, точнее, все события, которые в течение него происходят, в новинку. Они открыты всему новому.

«Так если вы говорите о том, что дети все прекрасно запоминают, то почему мой ребенок какой-то не такой?»

Вот 7 основных причин плохой памяти ребенка.

  • Психологическая травмаИ, наверное, это одна из самых нехороших причин, потому что справиться с ней бывает очень сложно.В раннем детстве в жизни у ребенка могло случиться что-то очень серьезное, и это стало причиной плохой памяти в принципе или привести избирательному запоминанию.В этом случае не стоит пытаться изменить ситуацию самостоятельно – если подозреваете наличие детской травмы, то здесь без консультации грамотного психолога никуда.
  • СтрессыПлохие отношения родителей между собой и/или с ребенком, нестабильная атмосфера в семье в целом, неблагоприятный климат в детском саду, школе – проблемы которые могут воздействовать на память.Важно вовремя выявить проблемы с памятью и начать их устранять. Самостоятельно или с помощью психолога –решать каждому, в зависимости от конкретной ситуации. Если вы видите плохую атмосферу в детском коллективе и понимаете, что повлиять на это не в ваших силах, возможно стоит задуматься в смене школы/детского сада.
  • УсталостьРебенку нужен отдых.И не всегда смена деятельности им является.Помните, это – ребенок. Игры, прогулки, мультики никто не отменял.Так же следите за распорядком дня, помогайте его соблюдать. Соотношение сна и бодрствования должно быть в норме. В режим дня обязательно должен включаться отдых и время для свободных игр. Как минимум, час.
  • Нагрузки не по возрасту или просто чрезмерныеРазличные дополнительные развивающие занятия, кружки и т.д. – это прекрасно, но помните про предыдущий пункт.Важно, чтобы у ребенка не пропал интерес ко всему из-за большой загруженности.
  • Неправильное питание«Как связать питание и проблемы с памятью?», спросят некоторые из вас. Дело в том, что вместе с продуктами питания в организм попадает ряд необходимых веществ, микроэлементов для нормального развития.От недостатка витаминов (особое внимание стоит уделить йоду) и полезных компонентов может серьезно пострадать головной мозг и возникнуть проблемы, и памятью в том числе.
  • Отсутствие интересаПредставляете, вашему ребенку может быть неинтересно то, что вам кажется очень важным и нужным.И запоминать происходящее на подобных занятиях он не посчитает нужным, это своего рода фильтр (вспомните, как много информации вы запоминали на скучных для вас уроках).Дайте возможность выбрать то, чем ему захочется заниматься. А если «скучный» предмет необходим, состоит подумать, как заинтересовать им ребенка.
  • Патологии/физические травмыК сожалению, и о такой причине забывать не стоит. Поэтому прежде всего, если вас беспокоит то, что ребенок плохо что-либо запоминает, особенно если проблемы с памятью появились резко, обратитесь к неврологу на предмет выявления и исключения тех или иных вопросов со здоровьем.

Как понять, что у ребенка плохая память – 3 признака

Они не универсальны, но на это обращают внимание чаще всего:

  • Снижение успеваемости и проблемы с подготовкой домашней работы (если ребенок учится в школе)
  • Не может описать событие, произошедшее с ним относительно недавно (для детей старше 4х-5ти лет), рассказать о чем-то очень значимом
  • Забывает важные моменты из повседневной жизни, не помнит безусловных и явных вещей

Ну а теперь самое главное. Что со всем этим делать?

Сходили родители к врачу, поняли, что физиологических патологий у чада нет. Первый шаг успешно выполнен, но как действовать дальше, не очень понятно.

5 шагов к развитию памяти:

  1. Не путайте плохую память с временной рассеянностью.

    К последнему в то или иное время склонен каждый человек, особенно при нагрузках и усваивании больших объемов информации.

    В этом случае все решит отдых.

  2. Тренируйте память ребенка.

    Кстати, важно понять, каким типом памяти обладает ваше чадо – визуальным, аудиальным или кинестетическим.

    Безусловно, развивать нужно каждый из них, но знать, на какой именно делать упор, желательно. Определить тип запоминания можно на диагностике.

    Упражнения для тренировки памяти – способы решения проблем:

    Игра «запомни!» – вы раскладываете на столе несколько предметов, схожих по внешним характеристикам, ребенок смотрит на них и пытается запомнить, затем – закрывает глаза. Один или несколько предметов исчезают, ребенок вспоминает, что это было.

    Пересказ книг и мультиков
    Посмотрел что-то интересное – расскажи, о чём! Это способ показать, что интересы чада важны для вас с отличной способ тренировки!

    Разучивание стихов, песен, танцев.
    Причём, здесь идёт развитие разных типов запоминания– зрительного, мышечного, слухового. Стоит заниматься тренировкой каждого из этих видов.

    В итоге – устройте вечер талантов! Эта идея понравится вашему малышу, а если родители примут в ней активное участие, то это будет еще одним хорошим воспоминанием детства!

  3. Прогулки на свежем воздухе – не прихоть, а необходимость. Мозг должен получать достаточное количество кислорода для полноценной работы. И простыми проветриваниями в комнате этого не добиться.

    Активные прогулки – это спорт и хорошее настроение.

    Здоровый образ жизни улучшает память и решает многие проблемы – доказано!

  4. Не забывайте про правильное питание и сон.

    Это тоже относится к здоровому образу жизни. Уменьшайте потребление сахара, жирных, копченых и жареных продуктов.

    Помните про необходимое количество витаминов и питательных веществ.

    Необходимый для ребенка сон – минимум 8 часов в сутки.

  5. Общайтесь как можно больше.

    Пусть он рассказывает вам, что интересного с ним сегодня произошло, говорит о своих чувствах и эмоциях – всё это поможет улучшить память и научиться строить хорошие рассказы.

В нашем центре разработаны специальные курсы для того, чтобы улучшить память и решить проблемы. Программа включает в себя качественную диагностику, работу с различными типами запоминания. В итоге – родители получают рекомендации и заключение по итогам курса.

Развиваем внимание и память

Надеемся, эта статья была полезна, и вы поняли, что с плохой памятью у ребенка можно справиться. Здесь очень много зависит от вас, дорогие родители.

По мере прогресса, даже незначительного, не забывайте хвалить ребенка.

Дайте ему мотивацию развиваться, любите своих детей, ведь вы – одни из самых значимых людей в их жизни!

А с любовью в этом мире можно преодолеть все!

Источник: https://www.tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/plokhaya-pamyat-u-rebenka/

Что делать если у ребенка очень плохая память

Короткая память у ребенка

28.04.2018

2

64104

Бывали ли у вас случаи в семье, когда вы что-либо просите сделать ребёнка, а он не выполняет этого? Не спешите браться за ремень, возможно, проблема кроется не в том, что он принципиально не хочет выполнять то, что вы просили, а он просто невнимателен и забывчив. Скорее всего, у сына или дочери плохая память.

Чаще всего проблемы с памятью остро становятся заметны в начальных классах, когда объём информации, поступающей со всех сторон на школьника, колоссально велик. Причиной этому может быть школьная нагрузка, кружки, которые занимают всё свободное время, нехватка необходимых витаминов и полезных элементов.

Обо всём этом важно знать, об этом нужно говорить, стоит обращать своё внимание на то, чтобы решать проблему как можно раньше.

А ещё лучше сделать так, чтобы она вообще не возникала, потому что именно через мозг мы общаемся с миром, а недостаток сна, питания, витаминов замедляет скорость и объём познания Вселенной.

Сторонники теорий раннего детского развития советуют наряду с другими навыками стимулировать память и внимание. Это способствует усвоению больших объёмов информации без усилий, следовательно, успешной учёбе в школе, высшем учебном заведении, даёт стимул к получению новых знаний.

Эффективные занятия можно организовать в домашних условиях или найти центр детского развития, где есть выбор программ профессионального уровня.

Как формируется память у ребёнка?

Формирование памяти появляется примерно в 9 месяцев. Представьте ситуацию, что совсем новорожденному вы сначала даёте игрушку, а после убираете её из поля зрения. Он этого даже не заметит и потеряет интерес. То же самое произойдёт в возрасте 5-6 месяцев.

Однако если убрать из поля зрения игрушку у 9-месячного малыша, то он начнёт оглядываться вокруг и искать потерянную вещь.

С этого момента принято считать, что память у ребёнка начинает формироваться, и он теперь запоминает всё больше и больше вещей вокруг себя, тем самым исследуя окружающий его мир.

Особенности памяти в детском возрасте

Замечали ли вы за собой, что в памяти спустя годы остаются только самые яркие события, которые подкрепляются сильными хорошими или плохими эмоциями? Всё верно, такие моменты запоминаются сильнее всего.

А теперь представьте, что ребёнок ко всему относится гиперэмоционально, количество впечатлений от увиденного, услышанного, попробованного в разы больше, поскольку зачастую что-то происходит с ним впервые. Поэтому детские воспоминания, как правило, более долговременные.

Особенно, если спросить пожилого человека о его жизни, то добрая половина – фразы из детства.

Причины плохой памяти

Дети устают совсем не меньше, чем их родители. Школьные обязанности, домашние задания, друзья, смартфоны, кружки, ещё и плохой распорядок дня, несбалансированное питание – всё выливается в плохой сон. Все эти или другие особенности накапливаются как снежный ком, и память затормаживается, ребёнок плохо запоминает.

Но возможны другие проблемы, которые не зависят от текущих дел и усталости. Проблемы с памятью могут возникнуть из-за стрессовых ситуаций, которых, несмотря на юный возраст, у вашего сына или дочери может быть очень много.

Например, конфликты с учителями, ссоры с друзьями, недопонимание в семье, развод родителей, переход в другую школу, переезд в другое место жительства, смерть близкого человека или домашнего питомца.

В таких случаях не лишним будет посещение терапевта, невролога, психолога.

Как тренировать память?

Начинать тренировать память ребёнка нужно с раннего детства. Начиная с заучивания своего имени, фамилии и адреса, по которому проживаете, и заканчивая песенками, частушками, стишками, сказками.

Родителям следует всячески поощрять детей за рассказанные наизусть стихи. Это сыграет свою роль, и ребёнок будет сам стремиться к тому, чтобы выучить очередной стих или песню и продемонстрировать вам.

Игры – тоже важный элемент для тренировки памяти. В игре необходимо держать в голове множество условий, правил и согласно им действовать. Играйте со своим ребенком чаще! Это подходит для любых возрастов детей.

Но, безусловно, это работает только тогда, когда ребёнок хорошо питается, получает достаточное количество витаминов и минералов. Если он успевает отдыхать, насладиться общением с семьёй и друзьями, у него полноценный, здоровый сон, то тогда проблем с памятью не будет.

Особенности механизма запоминания у детей

Пытаясь что-либо вспомнить, взрослые ищут ассоциации с происшедшими в прошлом событиями и используют их. У детей 5–7 лет подобного опыта нет. Основами процесса запоминания являются образность и эмоциональность. Знание родителями такой особенности позволяет придумать массу полезных и эффективных игр на тренировку разных видов памяти.

Рассмотрите следующие варианты:

  • для совершенствования зрительного восприятия займитесь с ребёнком рисованием после прогулки. Попросите его изобразить всё, что он видел, акцентируйте внимание на деталях. Этот приём хорошо использовать, если сыну или дочке трудно даётся написание цифр или букв. Помочь можно, находя похожие на них предметы, выстраивая образные ассоциации;
  • эффективное упражнения на развитие слуховой памяти – рассказ или чтение с последующими заданиями, пересказ текстов, сказок, разучивание стихов;
  • двигательная активность оттачивается на занятиях танцами, физкультурой, ритмикой;
  • тактильные ощущения закрепляются в играх на касание. Ребёнку завязывают глаза и предлагают определить предмет на ощупь.

Сложно однозначно сказать, какой из видов памяти следует развивать в первую очередь. Специалисты отмечают пользу комплексных занятий.

Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, другие – посредством запечатления образов на бумаге. Гармония достигается на занятиях «Меморикой» в «Академии развития интеллекта AMAKids».

Это авторская методика со специальными упражнениями и доказанной эффективностью.

После прохождения курса «Меморика» у ребёнка:

  • объём памяти увеличивается в три и более раз;
  • возникает способность управления процессом умственной деятельности;
  • появляется стимул к познанию, поскольку текстовая и другая информация усваивается с легкостью.

Развитие памяти – это одновременное совершенствование внимания, воображения, интеллекта, логики, творческого мышления. Перечисленные способности и навыки хотят развить в детях все без исключения родители. Есть смысл потратить время и средства на максимально эффективные занятия.

Источник: https://amakids.ru/about_us/blog/memorika/razvitie-razlichnykh-vidov-pamyati-u-detey/

Плохая память у ребенка: что делать, причины

Короткая память у ребенка

Детское развитие для родителей играет важную роль. Родители стараются как можно больше узнать о том, какими навыками и умениями к определенному моменту должен обладать их малыш. Но приблизительно к школьному возрасту может проявиться плохая память у ребенка.

Что делать в данном случае? Почему вообще у малыша могут возникать проблемы с запоминанием и памятью в целом? Когда это считается нормой, а в каких случаях требуется поднимать тревогу и приступать к решительным действиям? Ответить на все это не так просто, как кажется. Каждый ребенок – это индивидуальность. И поэтому предугадать истинную причину плохой памяти трудно.

Какие варианты развития событий чаще всего встречаются на практике? И можно ли как-то улучшить детскую память?

Невроз

У ребенка очень плохая память? Что делать в данной ситуации? Уже с первого года жизни малыша можно заметить проблемы с памятью. При подобных обстоятельствах рекомендуется посетить невролога. Ведь проблема может заключаться в неврозе.

При данном заболевании страдают нервная система и головной мозг ребенка. Не слишком опасное явление, оно распространено среди детей и взрослых. Но вот на памяти сказывается нервоз не лучшим образом. Ребенку трудно дается понимание происходящего, с запоминанием тоже возникают некоторые сложности.

Если дело в неврозе, то невропатолог обязательно назначит комплекс упражнений и даже может прописать таблетки для повышения внимательности и умственного развития.

В случае с маленькими детьми обычно можно обойтись только первой методикой лечения. А вот ребятам старшего возраста медикаментозное лечение назначается часто. В любом случае сначала придется найти причину невроза и вылечить заболевание.

Уйдет оно – память придет в норму. Но тренировать ее все равно придется.

Наследственность

Плохая память у ребенка? Что делать? Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться.

Исправить ситуацию можно, хоть и не всегда. Довольно часто, если у ребенка плохая память и внимание, приходится просто тренировать мозг. Иными словами, заниматься развитием памяти. О нескольких методиках тренировки внимания и сообразительности будет сказано далее.

Но если речь идет о совсем маленьких детях, рекомендуется просто больше играть с ребенком в разнообразные логические игры, а также водить его в группы развития, на кружки раннего развития. Там с детьми будут заниматься в игровой форме, уделяя достаточно времени тренировке внимания и памяти.

Недосып

Проявилась плохая память у ребенка? Что делать для того, чтобы помочь малышу развиваться в правильном направлении и запоминать вещи в нормальном режиме? Требуется найти причину расстройства памяти.

Иногда она заключается в обычном недосыпании. У малышей встречается редко, больше актуальна для детей школьного возраста. Как определить, достаточно ли ребенок спит? Сделать это нетрудно.

С биологической точки зрения, организму на отдых требуется около 10 часов сна. Именно поэтому важно соблюдать режим. Если ребенок мало спит (неважно, по каким причинам), со временем у него появится расстройство памяти. Минимальное время сна должно составлять 8 часов.

Соответственно, если у ребенка с памятью появились проблемы, нужно дать ему выспаться. И далеко не один раз. Некоторые врачи рекомендуют перед сном отправлять ребенка купаться в настойках ромашки и других успокаивающих трав. Выспавшийся малыш не будет мучиться от проблем с вниманием и памятью.

Гиперактивность

Следующая причина распространена среди детей дошкольного и школьного возраста. Обычно проявляется к 3-м годам.

У ребенка плохая память? Лечение невроза, например, никаких результатов не принесло? При условии, что малыш высыпается, можно предположить, что у него попросту возник синдром гиперактивности.

Это, как уже было сказано, распространенное заболевание ЦНС. Без проблем диагностируется хорошими неврологами.

Проявляется гиперактивность в том, что ребенок ведет себя очень активно, он просто “живчик”, постоянно что-то делает, прыгает и бегает бесцельно. Но при этом у него не получается долго усидеть на одном месте, возникают проблемы с вниманием и памятью.

Лечится СГДВ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) разными способами. Обычно неврологи предлагают следующие методы:

  • уделять ребенку больше времени;
  • тренировать память;
  • позволять малышу больше двигаться (отдать в спортивные кружки).

Медикаментозное лечение тоже имеет место. Как правило, из таблеток детям чаще всего прописывают разнообразные витаминные комплексы. Например, “Джунгли”. Какие-то “серьезные” медикаменты требуются крайне редко. Как правило, гиперактивность лечится. Но родителям нужно проявить терпение. Это трудный и затратный по времени процесс.

Отсутствие тренировок

Почему у ребенка плохая память? Причины могут быть разными. Например, если в области неврологии все в полном порядке, с наследственностью и режимом сна – тоже, тогда требуется обратить внимание на то, насколько часто у малыша происходит тренировка ума. Это крайне важно.

Если мозг не подвергается постоянной тренировке, то он утрачивает свое развитие. Точнее, оно останавливается. Вследствие этого происходит нарушение памяти и внимательности. Причем в любом возрасте.

Исправить ситуацию не так уж и трудно. Достаточно регулярно тренировать мозг на внимательность и сообразительность. Упражнения разрабатываются в зависимости от возраста малыша.

Как правило, детям достаточно ходить в разнообразные кружки развития. А вот школьникам чаще всего рекомендуют посещать дополнительные занятия и решать математические задачки.

Они способствуют развитию не только мышления, но и логики.

Питание

Проявляется плохая память у ребенка? Что делать? Лекарства – далеко не единственный способ лечения. Как показывает практика, причиной рассеянного внимания и проблем памяти становится неправильно составленный рацион. Не так часто, но подобный вариант развития событий имеет место.

Лечение простое – достаточно наладить рацион питания малыша, особенно если речь идет о школьнике. И добавить прием витаминов. Как только питание будет налажено, проблемы с памятью исчезнут.

Родителям важно знать: у ребенка должно быть разнообразный и полезный рацион, обогащенный витаминами и минералами. Только тогда мозг будет получать достаточно энергии, чтобы запоминать поступающую информацию.

Нет интереса

У ребенка очень плохая память? Что делать? Психологи и неврологи очень часто сталкиваются с ситуациями, при которых малыши могут рассказывать о том, что им интересно, запоминать важную для них информацию в мельчайших деталях. Но как только требуется что-то принудительно запомнить, возникают проблемы. Вполне распространенное явление.

То есть рассеянность и проблемы с памятью – это вовсе не заболевание. И даже не реальное расстройство внимательности. Просто ребенку неинтересна та или иная информация. Из-за этого он не запоминает получаемые сведения.

Объясняется все устройством человеческого мозга. Он фильтрует информацию. То, что важно для конкретного человека и личности, откладывается в долгосрочной памяти, все остальное – в краткосрочной. Разумеется, во втором случае информация будет забыта очень быстро.

Лечение тут одно – заинтересованность. Чтобы ребенок запоминал что-то, его необходимо вовлечь в процесс. Делать так, чтобы малышу было интересно изучать что-либо, получать знания и развиваться. Тогда и проблем с памятью не будет. Заинтересованность – вот залог успешного развития ребенка.

Правило распространяется на всех детей, которые не запоминают ту или иную информацию из-за отсутствия интереса к ней. Даже на школьников. Их тоже придется заинтересовывать. И ни в коем случае не запугивать! Это не принесет успеха. Скорее, наоборот, ребенок вообще ничего не сможет запомнить.

Много информации

Плохая память у детей? Консультация для родителей, которая зачастую предлагается педиатрами, неврологами и психологами, обязательно включает в себя такой пункт, как большое количество поступающей информации. Иными словами, ребенок много чего изучает. Его мозг не способен сохранить надолго в памяти те или иные сведения, потому что новые уже на подходе. Отсюда возникает изучаемое явление.

Как быть? Если дело действительно в большом потоке информации, требуется снизить ее объем. Например, уменьшить количество посещаемых ребенком кружков. Выражение “век живи – век учись” на детей не особо распространяется. Они и так растут и развиваются, каждый день узнают что-то новое. И большая нагрузка не даст желаемых результатов.

Переутомление

Как помочь в изучаемой ситуации ребенку 10 лет? Плохая память? Что делать? Как выяснить причину данного явления, если все ранее перечисленные ситуации не подходят?

Стоит обратить внимание на общее состояние ребенка. Вполне вероятно, что школьник, особенно в средней и старшей школе, переутомляется. Из-за этого его мозг перестает работать в полную силу. Это не лень, а потребность организма. В условиях стресса и усталости организм переходит в режим экономии энергии. Отсюда появляется плохая память и некая заторможенность.

Именно поэтому детям нужно позволять отдыхать и расслабляться. Причем так, как им хочется.

Не стоит нагружать школьника многочисленными кружками и репетиторами, не следует сразу после школы заставлять делать уроки, а выходные использовать как перспективу для большего обучения. Дети – не роботы.

Им, как и всем остальным, важен отдых. Бодрый, отдохнувший и веселый малыш не будет страдать от плохой памяти.

Не по возрасту

Иногда бывает и так – родители думают, что у ребенка проблемы с умственным развитием. Но при этом врачи говорят об обратном. И какую-то конкретную, казалось бы, не самую интересную информацию, малыш запоминает. А то, что требуют родители – нет.

Вполне вероятно, что эта информация просто не подходит ребенку по возрасту. Человеческий мозг устроен так, что в определенный момент времени он находится на конкретном этапе развития.

И если пытаться вложить в малыша знания, которые не свойственный той или иной возрастной категории, получаемые данные будут заноситься в кратковременную память.

Мозгу просто не требуется та или иная информация.

К примеру, если 3-летнему ребенку дать учебник по физике, максимум, что он сможет – прочитать написанное. Но не более того. Заставлять малыша учить формулы, и уж тем более объяснять какие-то запутанные физические явления, не нужно.

Эта информация не подходит ему по возрасту. О данной особенности стоит помнить всем родителям.

И если есть подозрения на то, что у малыша плохая память, требуется в первую очередь убедиться, что подаваемый материал соответствует возрасту ребенка.

Ранний возраст

Современные родители начинают бить тревогу практически по любому отклоняющемуся от нормы явлению. Предположим, есть ребенок, 4 года. Плохая память? Что делать? Во-первых, не паниковать.

Дело все в том, что в таком возрасте у малышей еще не полностью развиты память и концентрация внимания. Хорошо запоминать те или иные вещи, как правило, дети начинают с 3-х лет.

Но в 4 года некие проблемы все равно сохраняются.

Во-вторых, с ребенком нужно заниматься. Только развитие памяти поможет избавиться от проблем в будущем. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Ни в коем случае нельзя забывать о заинтересованности ребенка – ее требуется подпитывать.

Получается, что в 4 года малыша не нужно перегружать. Главное – заниматься с ребенком и уделять его развитию достаточно внимания.

Упражнения для малыша

Следующие советы подойдут родителям маленьких детей, если имеются подозрения на плохую память, но не из-за каких-либо болезней. Уже было неоднократно сказано, что ребенку требуется постоянно тренировать мозг. Для детей хороши следующие упражнения:

  • часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке;
  • использовать прописи для совершенствования письма;
  • много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа;
  • говорить нужно короткими фразами;
  • больше рассматривать с малышом картинки, осуждать их.

Также можно применить методику “Коробочка”. Это игра. Имеется коробочка, поделенная на несколько отделений. На глазах у ребенка игрушку помещают в ту или иную ячейку. Далее коробка закрывается.

Малышу предлагается найти помещенный предмет, вспомнив, в каком отделении он находится. Игра актуальна для детей с 2-х до 6 лет. Изначально рекомендуется начинать с коробочки, поделенной на 2 части, с возрастом увеличивая количество отделов.

К школе их количество может достигать 12 штук.

Итоги

Теперь понятно, почему у детей бывают проблемы с памятью, и как их устранять. Чаще всего самостоятельно лечение не назначается. Лучше отвести ребенка к врачу-неврологу. Перед визитом рекомендуется сделать УЗИ головного мозга и общий анализ крови.

К слову, низкая успеваемость в школе – не признак плохой памяти. Это явление связано с пубертатным периодом подростков. Нужно переждать его и, конечно же, заинтересовывать ребенка обучением.

Источник: https://FB.ru/article/273436/plohaya-pamyat-u-rebenka-chto-delat-prichinyi

МедЛечебник
Добавить комментарий