Ребенок забывает слова причины

Консультация для родителей «Если ребёнок плохо запоминает». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Ребенок забывает слова причины

Нина Герасимова
Консультация для родителей «Если ребёнок плохо запоминает»

Часто родители говорят о том, что у ребенка плохая память.Спрашивают: «Что делать, если ребенок плохо запоминает».

Прежде чем говорить о причинах плохого запоминания,необходимо выяснить: «Что такое память, и какие виды памяти бывают?»

Впечатления, получаемые человеком об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся или забываются. Эти процессы называются памятью.

Существуют различные классификации видов памяти.

В зависимости от характера участия воли в процессе запоминания различают произвольную и непроизвольную память. Произвольное запоминание требует волевых усилий и постановки цели на запоминание. Непроизвольное запоминание происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека.

По способу запоминания различают механическую и смысловую память.

Механическая память – заучивание в результате многократных повторений.

Смысловая память – запоминание с помощью различных приемов осмысления материала.

Существует классификация видов памяти по преобладающему в процессе запоминания анализатору.

Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – запоминаниеи воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых, шумовых. Речевая память одна из разновидностей слуховой памяти.

Осязательная (тактильная, обонятельная и вкусовая – запоминание материала с помощью соответствующего анализатора.

По времени сохранения материала существует генетическая (природная) память, мгновенная, кратковременная, долговременная и оперативная.

При оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важных критериев является его память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Ведущие педагоги и психологи говорят о том, что улучшить память простыми тренировками, т. е.

многократным повторением, механическим заучиванием невозможно. Практика показывает, что родители, как правило, знают только один прием запоминания – «зубрежка» то есть механическое запоминание.

Запоминать ребенка можно научить, важно понять причины плохой памяти. Причин может быть много.

1. Ребенок не собранный, рассеянный, не умеет доводить начатое дело до конца. Таим детям необходимо подавать информацию на запоминание в начале или в конце занятия, используя «эффект края».

2. Скучно на занятиях.

Желательно чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в 2 раза больше. Материал, который вызывает эмоции, запоминается в два раза быстрее, прочнее, охотнее.

3. Высокая утомляемость, лень.

Есть смысл после подачи материала на запоминание организовать смену деятельности. Прочнее запоминаются незаконченные действия.

4. Отношения в коллективе.

Ребенок очень застенчивый, неуверенный в себе, боится, что другие будут смеяться над ним.

5. Ребенок может притворяться, что ничего не помнит, не понимая, зачем все это нужно помнить.

Таким детям необходима мотивация. Взрослому необходимо сообщить, что материал пригодится в будущем.

«Выучим стихотворение и подарим его бабушке на день рождения».

«Стихотворение для Деда Мороза»

6. Ребенок может делать родителям назло.

Причина такого поведения низкая самооценка.

7. Негативная оценка деятельности ребенка взрослым тоже может являться причиной плохого запоминания.

Проанализируйте,не присутствуют ли в вашей речи такие или похожие выражения: «Плохо сделал, не красиво», «Сделал неаккуратно». Особенно опасны такие высказывания в присутствии других детей. Помните, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми.

– Маша из твоей группы столько стихов уже знает, а ты ни одного не можешь запомнить!

Для того чтобы побуждать ребенка к действию необходимо сравнивать его достижения на сегодняшний день с теми результатами, которые были ранее.

– Вчера ты запомнил только две строчки стихотворения, а сегодня выучил уже целых четыре!

8. При заучивании стихов и песен часто детям непонятен смысл, как отдельных слов,

так и в целом всего текста.

После прочтения стихотворения для заучивания, уточните у ребенка, какие слова ему непонятны. Объясните смысл непонятных слов достаточно доступно.

Некоторые взрослые могут даже не предполагать, что ребенку непонятно,что означает слово: спросонок, сморил сон, макушка, сосновый, пойдем пешком, во весь опор, миска, скворечник, крыльцо и т. д.

Если все эти причины исключены, а ребенок все равно не запоминает, можно сделать упор на непроизвольное запоминание.

Для быстрого запоминания букв и цифр – развесьте их в комнате, предложите оживить буквы и цифры, нарисовав им части тела, лица, одежду.

Можно к запоминанию подключить различные анализаторы, т. е. задействовать вкусовую, обонятельную, тактильную память. Цифры и буквы можно рисовать, писать, вырезать из бумаги, лепить из теста и пластилина, выкладывать шнурком, нитками, крупой и т. д.

Можно воспользоваться приемом «кодирование цифр в образы», поиграть с ребенком в игру «На что похожа цифра».

Упражнять в количественном и порядковом счете можно в любой деятельности, не обязательно сидя за столом. Во время одевания посчитать пуговицы на одежде, сравнить у кого больше? Сколько формочек в песочнице, а сколько совочков, чего больше, чего меньше и т. д.

Если дошкольник не может на слух запомнить стихотворение, можно подключить другие виды памяти и чем больше, тем лучше. Предложить рассмотреть картинки. Можно предложить ребенку самостоятельно нарисовать сюжет этого стихотворения.

Еще лучше, если на каждую фразу или слово, ребенок придумает знаки-символы (пиктограммы). Затем опираясь на пиктограммы, будет вспоминать стихотворение. Можно использовать двигательную память.

Попробовать рассказать стихи с помощью рук или движений тела.

Попробуйте, уважаемые взрослые, рассказать вот такое стихотворение с помощью рук.

Пять воробьев на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а четыре осталось.

А теперь попробуйте нарисовать это стихотворение с помощью символов. Приступая к заучиванию этого стихотворения с ребенком, подумайте, какое слово может быть ему не понятно. Скорее всего, непонятным будет слово «сморила». Объясните это слово.

При заучивании текстов песен и стихов можно использовать игровые приемы. Например «Я начну – ты продолжай», «Эхо», «Тихо – громко», «Придумай рифму».

Для более простого и быстрого запоминания научите ребенка пользоваться некоторыми приемами. Включите в работу опосредованную память.Сначала можно использовать известные приемы: классификация и обобщение, рифмование, достраивание материала, ассоциации, кодирование цифр в образы, запоминание с помощью рисунков – символов.

Ребенок, увлекшись игрой, способен в дальнейшем сам «изобретать» для себя свои приемы запоминания.

Что представляют собой названные приемы запоминания.

Классификация и обобщение

Весь материал можно разделить на части классы, т. е. классифицировать информацию. Например,все предложенные картинки разделить на группы с выделением главного существенного признака: животные, птицы, насекомые. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей был разделен материал.

Запоминание с опорой на рисунки символы (мнемический план)

Любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Картинки или рисунки – пиктограммы, выполненные детьми запоминаемого материала – это и есть мнемический план.

Достраивание материала

Разрозненную информацию легче запоминать, объединив ее, придумывая какие-либо связки посредники, добавляя что-то от себя.

Ассоциации

Психика человека так устроена, что любая новая информация, помимо нашей воли, цепляет, как-то затрагивает уже известную. Эти процессы присущи всем людям. Какие ассоциации вызывает у вас, например слово «молоко»? Как правило, многие люди говорят – корова, или сон – кровать и т. д.

Кодирование цифр в образы

Представление информации в виде образов. Например, представление цифр в различных образах. «На что похожа цифра 8?

– На очки, на 2 бублика, на 2 колеса и т. д.

Таким образом, использование множества наглядных материалов, игровая форма занятий, эмоциональное включение детей в деятельность, использование различных приемов запоминания, подключение к запоминанию различных анализаторов приводит к улучшению показателей продуктивности памяти.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/esli-rebyonok-ploho-zapominaet.html

Дислексия: важно заметить вовремя. Дислексия у детей: что это такое и как лечить?

Ребенок забывает слова причины

Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом

Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.

Учительница заподозрила неладное и посоветовала родителям Сережи обратиться к специалисту. Логопед поставил диагноз дислексия.

Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках.

“В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, – говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. – Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких детей”.

По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.

Многие родители неверно представляют себе, что такое дислексия.

Мамы и папы вздыхают с облегчением, когда ребенок начинает разбирать по слогам слова и даже читать целые предложения, а ведь дислексия в неострой форме может оставаться незамеченной до старших классов.

Другие же начинают бить тревогу, заметив, что маленький ребенок пишет букву “Я” или цифру 3 задом наперед, – они просто не знают, что почти все дети на определенной стадии развития переворачивают буквы.

– Примерно восемьдесят процентов проблем с чтением у первоклассников связано с неумелой помощью родителей и с тем, что программа школы не согласована с подготовительной программой детского сада, – считает Е.Ю.Климонтович, логопед с 26- летним стажем, специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Дислексия – явление всех языков и культур. Хотя ученые не пришли к общему мнению относительно частоты ее встречаемости, многие называют цифру от пяти до 15 процентов.

“Все зависит от того, где провести черту, – говорит д-р Чиркина. – Имеем ли мы в виду понимание прямого смысла прочитанного или же понимание иносказаний, аллегорий.

С уверенностью можно говорить лишь о том, что дислексия начинается с трудностей овладения техникой чтения”.

Многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело дается им чтение.

Специалисты задавались вопросом, не связана ли дислексия с недостатком словесного общения. “У детей из семей с низким социально-экономическим положением чаще наблюдается педагогическая запущенность, – рассказывает д-р Лопатина. – Такие семьи, как правило, позже обращаются за помощью. Но постепенно, если в основе нет биологических факторов, проблему с чтением возможно решить”.

Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения.

И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно.

Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.

Дислексия нередко выявляется у детей с дефицитом внимания.

“Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения”, – считает к. п. н. А.Л.

Сиротюк, автор книги “Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения”. Однако дислексия встречается и у детей с пониженной активностью. А причиной может стать переживание из-за неспособности читать и учиться.

Мальчики обычно бывают импульсивнее и проявляют в классе чрезмерную активность, поэтому их чаще направляют на обследование – тогда нередко и вскрываются проблемы с чтением. Однако исследования показывают, что пол не особенно влияет на способности к чтению.

В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово “крот” без звука “к”.

Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.

Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.

Еще одной вероятной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития. “Это распространенное явление, в особенности у городских жителей, – считает д-р Климонтович.

– В результате гипоксии нарушается обмен клеток мозгового вещества, вследствие чего у ребенка могут возникнуть некоторые мозговые дисфункции”. Однако, по мнению Г. В.

Чиркиной, “говорить, что дислексия напрямую связана с гипоксией, очень некорректно”.

Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика.

Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды.

Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.

По мнению специалистов, выявление дислексии в 1-2-м классе способствует развитию чтения в 82 процентах случаев, в 3-м классе – в 46, а в 5-7-м классе – лишь в 10-15 процентах случаев. Доктор Сиротюк считает, что чем позднее начата коррекционная работа, тем более выраженно проявляются вторичные расстройства: протестная реакция, тревожность, неврозная симптоматика и так далее.

Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.

Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.

Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.

Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.

Как своевременно распознать дислексию? “Критерий очень простой, – объясняет Е.Ю.Климонтович. – Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия”.

Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.

– Для полноценного слухового фонематического развития необходимо тесное взаимодействие двух анализаторов речи: слухового и речедвигательного, – рассказывает Г. В.Чиркина. – Нами разработана специальная программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. По этой программе сейчас эффективно работают многие отечественные логопеды.

Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

* Имена пациентов изменены.

Марта Петрова, Статья предоставлена журналом

Источник: https://www.7ya.ru/article/Disleksiya-vazhno-zametit-vovremya/

Если ребенок все забывает

Ребенок забывает слова причины

Статьи, 2 ноября 2015, 09:00

Ситуацией, когда ребенок постоянно что-то где-то забывает, сегодня никого не удивишь. Такие дети есть в каждом классе, и именно благодаря им школьные «столы забытых вещей» к концу учебного года превращаются в гигантские «горы забытых вещей». Почему так происходит и можно ли с этим бороться? 

Специалисты отмечают, что проблемы с концентрацией внимания – это настоящий бич современного общества: люди всех возрастов жалуются на быструю утомляемость и неспособность сосредоточиться на важной задаче.

Дети не жалуются, они просто забывают дома тетрадки, а в школе – кроссовки и даже ранцы. Часто они не помнят поручений и просьб, а на параграфы с пройденным материалом смотрят, как на впервые увиденные.

И – что больше всего удручает родителей – с возрастом ситуация не меняется: становясь старше, дети забывают выключать утюги и плиты, теряют ключи и телефоны. 

Конечно, если забывчивость у ребенка проявляется регулярно, необходимо посоветоваться со специалистом, прежде всего – с врачом-неврологом. Возможно, он заподозрит у юного пациента признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Внимание: этот диагноз может поставить только врач!

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство загадочное. Что это такое – болезнь или просто набор отличительных черт человека, не объединенных одной причиной, специалисты в области психиатрии до конца не определились. В одном они, впрочем, единодушны: диагноз СДВГ ставится только в том случае, если его симптомы значительно осложняют жизнь человека.

Обратиться к специалисту имеет смысл, если у ребенка наблюдается несколько из следующих признаков:

1. Он не способен себя организовать. 2. Он не способен поддерживать внимание в процессе занятий или игровой деятельности, следовать инструкциям. 3. Он часто совершает ошибки по невнимательности. 4. Он часто избегает заданий, требующих постоянных умственных усилий. 5. Он часто теряет вещи. 6. Он слушает, но как будто ничего не слышит.

7. Он часто отвлекается на внешние раздражители, не может сосредоточиться на одном занятии.

Принято выделять несколько разновидностей СДВГ:

– дефицит внимания на фоне гиперактивности; – СДВГ с уклоном в гиперактивность (когда дефицит внимания менее выражен, чем чрезмерная импульсивность);

– СДВГ с акцентом на дефицит внимания (когда сложности с концентрацией не связаны с гиперактивностью).

Далеко не всегда забывчивость объясняется СДВГ, часто для нее есть и намного более прозаичные причины. Например, рассеянность вполне может быть следствием психофизической перегрузки детского организма. Так бывает, когда загруженность ребенка различными занятиями превышает его возможности – и мозг, образно говоря, защищает себя от «перегрева».

Еще одной причиной вытеснения информации могут быть детские тревоги и страхи. Ну и самая простая причина – забывчивость может быть связана с элементарным отсутствием заинтересованности к тому или иному предмету.

К сожалению, часто в этом присутствует вина родителей, привыкших обо всем напоминать по десятку раз (зачем что-то держать в голове, если мама все равно напомнит?) и читать детям скучные нотации о пользе знаний.

Если ребенку поставлен диагноз СДВГ, лечение, естественно, назначает врач. Но как при наличии диагноза, так и при забывчивости любого другого происхождения, «семейные» пути к выходу из проблемы будут идентичными.

Распорядок дня. Чтобы помочь ребенку научиться самому себя организовывать, необходимо установить для него четкий распорядок дня. Здесь пригодятся различные таймеры, to-do-листы и прочие дисциплинирующие приспособления. Не обойтись и без таких облегчающих жизнь «ритуалов» как обязательная подготовка одежды с вечера, сбор портфеля и так далее.

Порядок во всем. В комнате у ребенка должен быть порядок. Пусть предметов, отвлекающих внимание, будет меньше, и все лежит на своих местах.

Повышаем самооценку. Очень важно, чтобы ребенок верил в себя. Ни в коем случае нельзя кричать на него, когда он чего-то не помнит, и внушать, что у него есть какие-то отклонения.

Проверяем себя. Необходимо ненавязчиво, но последовательно приучать ребенка к тому, чтобы он проверял свою работу и другие действия.

Тренируем внимание и память. Для этого существуют специальные игры и упражнения, для каждого возраста и вида памяти они свои. Решение кроссвордов и заучивание стихов наизусть – тоже неплохо для тренировки долговременной памяти.

Больше самостоятельности. Иногда помощь психологов нужна родителям, не способным доверить собственным детям хоть немного самостоятельности.

Ребенок никогда не научится самоорганизации, а значит, будет всю жизнь что-то забывать, если он не привыкнет отвечать за то, что лежит в его ранце и написано в его тетради.

Растущий человек должен постепенно привыкать к тому, что за свои действия (или бездействие) он несет ответственность, что забыть – это подвести кого-то или самого себя.

Источник: https://deti.mail.ru/article/esli-rebenok-vse-zabyvaet/

2.2 года,не говорит. Пропадают слова. | Дети | Детская психология и развитие

Ребенок забывает слова причины

  • Я что-то совсем в растерянности. Дочке будет 2.2 года. Почти ничего не говорит. Только на своем,ну и эмоции выражает,мимикой. Раньше она даже больше слов говорила. В лексиконе было дай(пропало),Папа Саша(Саша сейчас пропало),мама,баба,неть(сейчас не говорит этого слова) раньше говорила как гуси гагочат и т.д. А сейчас осталось папа,мама(редко,когда оч.надо).баба,дай(редко),ай(типа горячо),как собака лает(ав),лев рычит снает как,ежик фырчит.Меня настораживает,что пропадают слова. Она чтозабывает их.
  • Хочу написать,что я плохая мать. Я очень рано вышла на работу и с ребенком не занималась. Поэтому она сейчас не любит читать книги. И может ли она не говорить от того,что с ней никто не занимался?Как начать занятия,чтобы речь развивать? Помогите мне.
  • я занимаюсь с малышами уже много лет. В прошлом году пришёл мальчик 3,5 говорил очень мало, какие-то наборы звуков. Начали заниматься артикуляционной гимнастикой вот как тут http://prosto-deti.ru/index/0-152 и делать пальчиковые упражнения. Результат был, да есть до сих пор. Через полтора месяца начал не плохо говорить, а через полгода говорил так же , как все дети в группе. Попробуйте, на это надо всего 10-15мин
  • Проконсультируйтесь у невролога и логопеда. Вызывает тревогу факт, что слова были, а потом пропали…
  • артикуляционная гимнастика это не панацея, я в том смысле что у нее достаточное количество “противопоказаний” (т.е. ее не стоит применять если у ребенка гипертонус во рту и много других разных вещей) Тут надо сначала у логопеда проконсультироваться
  • возможно ребенку ивпрямь не хватает непосредственного речевого общения (не чтения книжек, хотя это тоже не вредно) а именно разговоров. Идете на прогулку и про все разговариваете вокруг, одеваетесь на прогулку и проговариваете тчо делаете (сейчас оденем туфельки на ножки, давай теперь кофточку оденем и т.п.). И так все время. СТимулируйте у ребенка желание общаться, тогда и появится у него стремление больше говорить.
  • А о чем это может свидетельствовать?
  • Регресс речи может свидетельствовать о некотором неврозе, проблемах речевого контакта и т.д. Иногда бывает полный отказ от речи, преимушественно в период с 2,5-3 лет. Вам нужна разовая консультация для начала.Логопед-психолог.
  • Мы через недею идет к неврологу. Скажите. а этот регрес исправляется?
  • Ой, сейчас в интернете начиталась про регресс речи,что может быть при аутизме. Мне уже плохо((
  • я знаю женщину, у нее ребёнок в три года ничего не говорил, в садике проблемы были. Они к логопеду на индивидувльные занятия походили, всё нормализовалось. Сейчас мальчику 12 лет, он молчаливый, но нет проблем в развитии.Моему сыну 2 года 2 мес, говорит много, но совершенно неразборчиво, очень классно помогают стишки, он последнюю фразу заканчивает. 20 раз повторим, уже его понимаю не только я
  • ну а я вот занималась. ему сейчас 3, а книги не любит. более того уже с полгода как начинаю сказки/песни: зажимает мне рот и кричит: МОЛЧИ, МАМА! Достала я его, видать
  • Да, регресс речи и не только речи – бывает при аутизме. Нужно обратить внимание на другие признаки аутизма – плохой глазной контакт, отсутствие указательного жеста, как ведет себя ребенок на прогулках, легко ли изменить его путь к детской площадке, какой у него сон, часты ли истерики, нет ли повышенной(пониженной) чувствительности к звукам, есть ли “пристрастия” в еде, как общается с незнакомыми людьми и т. д.
  • Конечно, исправляется совместными развивающими занятиями.
  • Как понять глазной контакт? Дочь смотрит в глаза. Указательный жест-это она на что-то должна показывать? Показывает. На прогулке ведет себя как обычные дети,не замечала разницы. Изменить путь можно,сказав,что нужно в магазин или ещё куда-то. Когда это проходит спокойно, а иногда и с плачем. Дневной сон нормальный,ночной по-разному. Иногда может спать всю ночь,а иногда часто просыпаться,то пить,то соску дать. Ну вообщем она капризный ребенок сама по себе. По поводу звуков не совсем понятно.Не любит кашу,любит колбасу,конфеты, а так что-то особенного не вижу. Есть люди,к которым она не идет,за меня прячется, а есть с которыми улыбается,что-то на своем рассказывает.
  • Глазной контакт – это когда смотрит и вроде-бы в глаза но взгляд “не цепляется” смотрит как-бы мимо. Указательный жест – важно, чтобы показывала сама пальчиком, а не использовала бы другие предметы или руку взрослого, например. По поводу звуков – нравятся ли музыкальные игрушки, можно ли при ней позвонить, например, в колокольчик. Хорошо ли понимает обращенную к ней речь? Отзывается ли на свое имя? Кроме невролога я бы посоветовала проверить работу ЖКТ.
  • Смотрит в глаза нормально, сама пальцем показывает.мызукальные игрушки нравятся, думаю,что в колокольчик можно позвонить,правда не пробовали,но реагирует на звуки нормально. Все понимает,все принет.что попросят. На имя отзывается.А ЖКТ зачем?
  • Извините, что вклиниваюсь. я тут про регресс речи прочитала и меня немного насторожило. Сыну 1.4. он, конечно, много не говорит, но уже не раз замечала, что многие слова говорил, а потом перестал. например, папа – заменил теперь на “батя”. баба тоже перестал говорить, хотя было его первое слово. Или это нормально в таком возрасте?
  • Вы, хорошая мама. И внимательны к своему ребенку. В свое время, когда наша девочка потеряла речь мы не сразу обратили на это внимание (ведь умеет же говорить, а сейчас просто не хочет). Затем, она застыла в развитии. Дети в этом возрасте быстро растут и меняются буквально по дням, а у нас вчера было похоже на завтра. Мы и на это не сразу обратили внимание. А затем все покатилось как снежный ком с горы. Она начала терять и другие навыки. И ни дня без истерики – уложить спать-истерика, уйти с прогулки-истерика, ночью просыпалась вначале изредка – попить, затем все чаще и чаще. Дошло до того, что она просыпалась каждые 5-10 минут и кто-то из взрослых не спал ночь и дежурил около нее. Это коротко наша история. Теперь – почему ЖКТ. Любой регресс у ребенка – это серьезно. Это прошел какой-то сбой в работе организма и “головной мозг не получает необходимого питания” (пишу грубо, проблемы могут быть разные). Поэтому в первую очередь и нужно проверить работу ЖКТ и поджелудочной железы. Ну, и окончание нашей истории. Врачи давали нам очень неблагоприятный прогноз по поводу будущего нашей девочки. Потратив несколько лет на лечение ЖКТ, поджелудочной, почек и т.д.(что нашли в результате обследования), мы получили практически здорового ребенка. Развитие ее сейчас соответствует возрасту, а кое в чем и опережает.
  • Спасибо вам за ответы.Рада,что у вашей доченьки все нормализовалось.И последний вопрос, у нас похоже на аутизм?
  • Моя дочка – ровесница вашей. Практически та же ситуация – очень мало слов, нет фразовой речи и некоторые слова и жесты пропали. Я уже многих врачей обошла. Действительно, когда слышат про регресс, первым делом подозревают аутизм. Но аутизм – достаточно редкий случай, чаще можно говорить про аутичные черты. У нас, похоже, они есть – слабый указательный жест, не ходит за руку совсем, уходит на улице не оглядываясь, сложно изменить выбранный ею маршрут. И так же как у вас (не знаю, с чем это связано)отказывается слушать книжки наотрез. При этом хорошо воспринимает детей (особенно постарше), незнакомых взрослы. 3 дня ходили в сад – не плакала, кушала, играла. Пока мы приняли решение лечиться назначенными ноотропами, если за 2 месяца ничего не изменится, поедем в Москву в ИКП. Кстати, если вы в Москве, то просто запишитесь на консультацию к ним и все станет ясно!
  • По тому, что вы описали – нет. В интернете есть “Анкета для оценки эффективности лечения аутизма” (к сожалению ссылки под рукой нет). Попробуйте найти и заполнить. Сами поймете. Но, повторяю – регресс это серьезно. Нужно быть очень внимательными, чтобы не пропустить “сваливания” в аутизм или еще чего-то серьезного. Не расчитывайте здесь на помощь врачей. Они не видят вашего ребенка 24 часа в сутки и будут опираться лишь на ваши слова. Заведите дневник развития ребенка и записывайте этапы его развития. Следите за стулом и чтобы пища была хорошо переварена. Удачи.
  • Все дети разные. Важно, чтобы слова (или отдельные звуки) употреблялись – осмысленно.
  • К сожалению, аутизм сейчас не редкий случай. Нам удалось восстановить ребенка с помощью биомедлечения /www.autismwebsite.ru/. И детей восстановленных с помощью этого метода – не мало. Дети, восстановленные с помощью ноотропов, мне не известны. Пишу не для того чтобы поспорить, а просто для информации.
  • Я нашла эту анкету. Её можно сейчас заполнить? Мне придет на почту оценка моего ребенка?
  • Не накручивайте. Я занимаюсь (страюсь, ребенок, похоже, СВДГ-шник, с ними тяжело) но ему 2и4-он говорит только МАМА и забывает слова.
  • И вам никто из врачей про аутизм не говорил? Ну,потому что слов забывает.
  • У него многие признаки (отсутствие указания пальцем, общее отставание, звуки тип дыкль-пыкль в повседневном общении) но врачи про это не говорят. Мы по части неврологии набюдаемся с 1,5 лет. Я ищу сейчас хорошего специалиста, но дже толком не знаю куда бежать. Сейчас статью почитала и вообще рыдаю. Получается, что у меня вообще ребенок с крйней степенью
  • так еще не каждого ребенка заставишь этой гимнастикой заниматься… мой вот категорически не повторяет за мной (и не только за мной) никакие упражнения. Зато он любит сам гримасничать перед зеркалом – и зубки все рассмотрит и так рот откроет и эдак и языком что только не выделывает… стоит мне подойти и начать повторять за ним (про предложение чего-то своего я вообще молчу), как ребенок мгновенно переключается с этой “гимнастики” на что-то другое. …правда от его гримасничания этого… речь не появляется все равно никак(((
  • соглашусь. был у сына откат по полной программе в 1,1. Сели на диету, о которой прочли на сайте. Результат был отличный. Сейчас проблем нет никаких.
  • Доча в 2,4 заговорила.Сын в 3,2.Ничё. Всё живы.
  • Скажите, пожалуйста, что это за диета?
  • Заговорили- это одно, пропадают слова- это другое. Утрата любых навыков- повод для беспокойства.
  • Конечно, раз никто не занимается, то и не будет говорить. А где сейчас ваш ребёнок пока вы работаете?
  • да уж среднюю школу заканчивает, поди…
  • В личку напишите человеку. Тема очень старая.

Источник: https://eva.ru/kids/messages-1975566.htm

Ребенок все забывает: что делать? Психолог знает!

Ребенок забывает слова причины

Ребенок постоянно все забывает. Что ни попросишь – агакнет, но не сделает. “Забыл, не успел, не слышал” – знакомые отговорки? И как поступаете вы – раздражаетесь и ругаете свое чадо или пытаетесь понять и изменить ситуацию?  И что вообще делать, когда ребенок все забывает?

Кто из родителей не задумывался над подобной проблемой? Может быть только тот, кто родил супер–ребенка с головой–компьютером с памятью в несколько терабайт. Вот они могут не напрягаться и не рыть интернет вдоль и поперек в поисках правильных методик и решений. А мы поговорим о том, что нарыли–накопали, прожили и наработали опытным путем.

Полное погружение

Часто ребенок полностью погружается в сиюминутное занятие: игру, общение, мультики. Уходит туда с головой, забывая обо всем на свете. Эта увлеченность мешает ему  вспомнить, что нужно было сделать еще утром и что он обещал маме и папе.

Если вы замечали такое за своим малышом, то проблемы с памятью тут ни при чем.

Это обычное неумение правильно планировать, расставлять приоритеты и все успевать. Решение лежит на поверхности – научите ребенка составлять распорядок дня, по пунктам прописывать важные дела, ставить «напоминалку» на телефон или планшет.

Тренировка памяти: включаем воображение

Придумайте для ребенка вспомогательную игру: попросите нарисовать в своем воображении «комод памятных дел» с двумя рядами выдвижных ящичков. Пусть он каждую задачу, которую необходимо выполнить сегодня, мысленно положит в один из ящичков. Тот должен открыться в назначенный час и дать о себе знать. Попробуйте, у некоторых срабатывает!

Или попросите ребенка представить какой-нибудь красочный персонаж из мультфильма, например, симпатичный живой будильник, который будет выскакивать в мысленно запрограммированное время и звонить, напоминая, что пора сделать то, о чем мы договаривались. Учите фантазировать малыша, пока мозг его гибок – он на многое способен!

Тренировка концентрации внимания

Для развития внимательности поможет ежедневное прохождение от 5 до 10 тестов, таких как: отметь 10 отличий между парой картинок, найди енота среди котов и т.п. Их масса сейчас в интернете, легко подобрать и по возрасту, и по сложности.

Не обязательно каждый раз искать концептуально новый тест, можно использовать того же типа, но со сменой персонажей. Ведь всем известно,  что «повторение – мать учения»!

Чтение книг

Самое простое и эффективное упражнение для развития памяти у вашего ребенка – чтение хороших книг и пересказ их содержания. Но это не та масса пустого чтива, которая стаями роится сейчас на магазинных прилавках.

Берите произведения известных авторов, классиков — важен грамотный слог, правильные предложения, красочные персонажи.

Вам не надо искать подходящую литературу, опытные педагоги уже все подобрали и рассортировали по возрасту.

В школьной программе есть список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных для развития вашего ребенка.  Также вас с удовольствием проконсультируют в городской библиотеке.

Читая классику, малыш развивает свое воображение, образно представляя героев и происходящие события. Прорисовываются все мелочи, идет детализация процесса.

Не менее важно после этого дать возможность ребенку пересказать то, что он прочитал. Спросите его, о чем была эта глава? Что нового произошло сегодня в жизни героев? Порадовало это или огорчило вашего карапуза? Пусть он вспомнит и расскажет.

Сначала ему может быть сложно, но со временем малыш втянется в процесс. Это помогает не только в тренировке памяти, но и в развитии ораторских навыков и аналитических способностей. Попробуйте, это работает!

Совместное чтение вслух и по ролям

Читайте книги вместе с ребенком — одну главу он, другую вы. Это очень хороший прием для тренировки памяти, так как помимо зрительного включается еще и слуховой канал . Мозг начинает работать в двойном режиме.

У меня есть знакомая, которая так пристрастила читать своего сына–подростка и его друзей. По программе проходили роман «Война и Мир», а ребята за общением и игрой на гитарах проводили очень много времени. Тогда Елена Александровна в перерывах на чай решила просто почитать им вслух, чтобы хоть что-то отложилось в памяти к завтрашнему уроку.

И так, главу за главой, сменяя друг друга, они осваивали школьную программу по литературе. Как известно, «аппетит приходит во время еды», и вот на каком-то этапе эти чтения вслух в тесном кругу друзей стали их традицией.

Пробуйте, экспериментируйте, подходите к процессу обучения творчески.

Вы обязательно найдете свой стиль, и ваш ребенок начнет получать от него удовольствие.

Переписываем тексты правильно

Еще один из вариантов тренировки внимания – вдумчивое переписывание небольших рассказов. Тут главное делать все правильно, осознанно, а не абы как.

  • Во-первых, важна регулярность. Планируйте не более 1 листа интересного текста на каждый день.
  • Во-вторых, процесс необходимо разбить на части: сначала ребенок читает вслух первый абзац и только потом начинает переписывать его, проговаривая каждое слово или фразу. Что это дает? При таком подходе процесс идет обдуманно с полным погружением в текст. Ребенок запоминает и смысл, и правильность написания слов.

И так постепенно, абзац за абзацем, по одному небольшому рассказу в день. Такое переписывание текстов тренирует мелкую моторику ребенка, повышает его грамотность и благотворно влияет на память.

Важно привести все в систему, не бросить на полпути начатое, не сдаться лени. Начинайте с половины странички, а с появлением навыка увеличивайте объем текста и доведите его до оптимально удобного для вас и вашего ребенка. Побочный эффект такого занятия — хорошие оценки по русскому и литературе в школе.

Учите с ребенком стихи

Вспомните свое детство, как с вами занимались родители. Рекомендации педагогов с тех пор мало чем изменились. Учите с ребенком стихи. Можно начинать с раннего возраста,  с 3–5 лет. Подбирайте сначала небольшие произведения с понятным для малыша сюжетом. Хорошо подойдут для этого стихи Агнии Барто.

Начните с одного–двух четверостиший в день и раз в неделю увеличивайте их количество. При этом обязательно повторяйте ранее выученные строки перед тем, как идти дальше.

https://www.youtube.com/watch?v=Z1GLLoHcM-8

Любое надвигающееся на вас событие или праздник ( лето, осень, зима, весна, 8 марта, Новый год или 9 мая) встречайте партией из 5–6 выученных стихотворений.

Настольные игры

Научите ребенка играть сначала в шашки, затем в нарды и в шахматы. Устраивайте несколько раз в неделю сеансы из 3–6 партий. Такие занятия развивают не только комбинаторное и аналитическое мышление, но и память. А может ваш детеныш станет великим шахматистом, кто знает?..

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cf5aa2509c48a00b1ace321/5d07a90c778de80db6097923

Почему ребенок перестал говорить слова

Ребенок забывает слова причины

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок говорил, а потом перестал. Обычно это вызывает ещё большее беспокойство, чем задержка речи. В первую очередь необходимо выяснить, почему ребёнок перестал говорить. Причины речевого регресса бывают различными. Перестать разговаривать ребенок может в год, два или в любом другом возрасте.

Причины речевого регресса

На разных этапах развития малыш может перестать говорить звуки, слова, гулить или лепетать. Влияют на это разные факторы. Если малыш в год перестаёт говорить, то это не всегда повод для волнения. Причина может крыться в перемене обстановки. Поэтому, если ребёнок перестал говорить, то врачебное вмешательство может не потребоваться. Достаточно будет занятий с педагогом и логопедом.

Выделяется три группы причин, по которым ребёнок может перестать разговаривать:

  1. Психологические. Часто родители замечают такое, что ребёнок знал много слов, а потом совсем перестал разговаривать. Это может произойти из-за:
    • из-за сильного стресса, например, потери одного из родителей;
    • также дети говорят, а потом замолкают из-за ссор в семье, эмоциональных потрясений вследствие аварий и других негативных ситуаций;
    • после испуга. Часто такое незначительное событие, как резкое торможение автомобиля или громкий звуки приводят к тому, что малыш перестаёт совсем говорить. В этих случаях требуется помощь психолога и логопеда.
    • сильного давления родителей. Многие мамы и папы хотят ускорить речевое развитие малыша. Однако чрезмерные нагрузки могут возыметь обратный эффект. Развитый ребёнок может в год совсем замолчать после того, как говорил абсолютно нормально;
    • смены обстановки. Если малыш перестал говорить при переходе в новый детский сад, то проблема кроется в стрессе. Её решит психолог или грамотный педагог.
  2. Физиологические. Афазия – это частичный или полный распад начавшей формироваться речи. Она проявляется при поражении речевых отделов мозга или проводящих путей. Малыш может говорить, а потом перестать из-за:
    • ишемического или геморрагического инсульта;
    • черепно-мозговой травмы;
    • воспаления головного мозга (энцефалита, абсцесса и пр.);
    • заболевания ЦНС;
    • опухоли головного мозга;
    • психического заболевания;
    • операции на мозге.

Если ребёнок перестал говорить слова без видимых причин, то необходимо исключить или подтвердить афазию. Для выбора эффективного метода коррекции следует установить тип патологии.

Типы афазии

  • Амнестическая афазия. Ребёнок забывает или путает разные слова. При этом он может описать предмет. Например, дети говорят не «машина», а «на этом можно ездить». Если напомнить ребёнку слово, то он произнесёт его, но потом опять забудет.
  • Моторная афазия. Ребёнок, которому год или старше, может прекрасно понимать речь.

    Но при этом в зависимости от стадии он отвечает невнятно или попросту молчит.

  • Сенсорная афазия. У ребёнка затрудняется понимание речи. Он не реагирует на просьбы окружающих. Такие дети при этом говорить не перестают, а начинают бессмысленно произносить разные фразы.
  • Тотальная афазия. Дети ничего не говорят и не понимают речи.

    Это самая серьёзная форма патологии.

Коррекция речевой регрессии

Если малыш перестал лепетать или говорить, то нужно сразу разобраться в причине недуга. В первую очередь следует посетить соответствующего специалиста.

Если малыш перестал вдруг говорить из-за стресса, то потребуется обследование у психолога. При отсутствии видимых причин следует посетить невролога.

Ребенок, который перестал разговаривать из-за афазии, в первую очередь нуждается в лечении основного заболевания.

Ребёнку могут назначить:

  • медикаментозные препараты;
  • хирургическую операцию;
  • механотерапию и физиотерапию;
  • логопедический массаж и ЛФК.

Для детей, которые не говорят, также назначаются логопедические занятия. Педагоги помогают ребёнку восстановить речь. Развиваются навыки письма и чтения (при необходимости).

Если ребёнок перестал говорить, то коррекционные занятия с нейропсихологом и/или логопедом следует начинать как можно раньше. Сделать это можно в центе логопедии и психологии «НЕАПЛ».

Опытные специалисты выявят причину речевого регресса, при необходимости направят к профильным врачам или подберут эффективную корректирующую программу.

Прогноз и профилактика

Если ваш малыш говорил, а потом вдруг замолчал, то не отчаивайтесь. В большинстве случаев прогноз очень благоприятен. Своевременная коррекция позволяет искоренить патологию. Исключением являются случаи, когда малыш перестал говорить слова вследствие тяжёлого поражения центральной нервной системы или синдрома Ландау-Клеффнера.

Чтобы ребёнок не замолчал, родители должны уделять его эмоциональному состоянию особое внимание. При первых признаках стресса лучше обращаться к психологу. Ребёнка следует окружать заботой и помогать развивать ему речь.

Однако профилактических мер для предупреждения афазии не создано.

Единственное, что могут сделать родители для ребёнка – своевременно проходить медицинские обследования, предупреждать черепно-мозговые травмы и тяжелые нейроинфекции.

Источник: https://neapl.ru/blog/rechevye-narusheniya/perestal-govorit/

МедЛечебник
Добавить комментарий