Заторможенность у ребенка

Заторможенность

Заторможенность у ребенка

Заторможенность ‒ это патологическое состояние, являющееся симптомом физиологических или психических заболеваний. Проявляется такими признаками, как: сниженная реакция человека; растянутая речь; медленное течение мыслей и движений. Иногда больной может непроизвольно игнорировать окружающий мир и долго находиться в состоянии ступора.

При нарушении мышления этот симптом называют идеаторным, а если оно проявляется в речи, тогда моторным.

Заторможенные поведенческие реакции человека, а также все психические процессы, происходящие в организме, могут быть спровоцированы различными причинами: заболеваниями разного характера; общей усталостью; действием транквилизаторов, вызывающих такую реакцию; стрессовыми состояниями; апатией и печалью.

В медицине такое состояние отмечается как брадипсихия (многие ошибочно предполагают апатию). Однако это другое заболевание с иными психическими и патофизиологическими основами. Брадипсихию часто диагностируют людям преклонного возраста. Но, она также встречается у лиц молодого возраста, и тому есть свои причины.

Этиология и классификация

На сегодняшний день причины появления изучены не полностью. Нарушение поведения, мышления и психологических состояний могут возникать при различных заболеваниях мозга. У некоторых больных это проявляется при разладах в нервной системе. Поэтому следующие болезни указывают как причины.

Заболевания кровеносных сосудов: острые либо хронические патологии кровотока мозга при атеросклерозе, гипертонии, эмболии и тромбозе сосудов головы. Такие заболевания влияют на отделы мозга, отвечающие за скорость мышления.

Болезнь Паркинсона: заторможенность как раз признак этой патологии. Для больного это не заметно, но для окружающих людей проявляется довольно явно. Но, помимо него есть и другие не менее неприятные признаки, например: замедляется речь, мысли медленные и навязчивые.

Эпилепсия: когда заболевание прогрессирует, выявляют влияние патологии на личность больного, в это же время возникает заторможенность и другие изменения мышления.

Шизофрения: при этой болезни явление проявляется на поздних этапах развития.

Состояние депрессии: это психическая болезнь с различными симптомами, в частности с заторможенностью.

Гипотиреоз: нарушение функционирования щитовидной железы. Для этого заболевания данный признак – довольно характерное проявление, именно он часто появляется первым.

Токсическое отравление организма. На это могут влиять: присутствие паразитов, большие дозы алкоголя, длительное применение психотропных препаратов, наркотиков или же токсины микроорганизмов.

Временное проявление такого симптома способно возникнуть после длительного недосыпания и при большой усталости. Употребление спиртного и применение наркотиков угнетают движения человека и его мыслительный процесс.

Из этого понятно, что разные причины могут снижать возможности и блокировать работу организма.

Также на это влияет сильный стресс и применение успокоительных (после их отмены данный симптом исчезает).

Резкая заторможенность может случиться после инсульта и сердечного заболевания, а постоянная проявляется у человека с психическими отклонениями, эпилепсией и паркинсонизмом.

Кроме того, есть и определенные факторы, влияющие на возникновение этого состояния, например: травматическое повреждение головы; новообразования различного характера в головном мозге; гипогликемия.

Временное торможение может случиться: при стрессе, хронической депрессии и нервном перенапряжении или же при сильном страхе, во время паники и тревоги.

У ребенка данное явление провоцируется такими факторами:

  • ДЦП;
  • заболевания сосудов головного мозга;
  • эпилепсия;
  • энцефалит;
  • менингит;
  • стрессы;
  • психологические нарушения.

У детей заторможенность может быть временным или хроническим состоянием. Естественно, при ее появлении, необходимо срочно обратиться к доктору, потому как причина симптома может быть очень серьезной.

В медицине недуг подразделяется на виды, в зависимости от клинических проявлений: заторможенность мышления ‒ брадипсихия; идеаторная и мыслительная; двигательная или моторная; эмоциональная.

Диагностировать тот или иной вид может исключительно опытный специалист.

Симптоматика

У человека, страдающего заторможенностью, проявляются такие симптомы:

  • вялость;
  • медлительность;
  • провалы в памяти;
  • проблемы с запоминанием;
  • растянутая речь.

У окружающих создается впечатление, будто-то человеку тяжело размышлять. В некоторых ситуациях он не успевает отвечать на заданные вопросы, иногда и вовсе погружается в ступор.

Помимо растянутой речи и медлительности мышления, его голос звучит тихо и спокойно.

Его движения и мимика довольно вялые, а осанка слишком расслаблена. Такому человеку постоянно хочется обо что-то опереться и даже прилечь. Однако это не значит, что все описанные признаки проявляются одновременно. При появлении одного, уже можно говорить о необходимости медицинской помощи.

Важно сказать, что симптомы проявляются в зависимости от причины появления заторможенности, поэтому, если поражен головной мозг и центральная нервная система, признаки будут таковы:

  • сонливость;
  • боль в голове, которая будет становиться сильнее с дальнейшим развитием патологии (в запущенных ситуациях ее невозможно купировать даже обезболивающими средствами);
  • ухудшение памяти;
  • отсутствие концентрации;
  • необоснованные приступы агрессии;
  • неправильное восприятие обращений;
  • тошнота и приступы рвоты по утрам;
  • нарушение работы опорно-двигательного аппарата;
  • скачки кровяного давления;
  • частый пульс;
  • головокружение.

Если пациентом является ребенок, то к этим симптомам еще добавится капризность, плач, сонливость и апатия к любимым играм.

Следует понимать, что заторможенность может быстро прогрессировать. Даже если пациенту временно стало лучше, это не значит, что он полностью здоров. Помимо этого, данное состояние является опасным как для самого человека, так и для окружающих. Поэтому, лечение необходимо проводить под строгим наблюдением опытного специалиста – больного следует обязательно госпитализировать.

Диагностика

Люди, у которых явно проявляется нарушение темпа речи, должны пройти комплексное обследование. Оно будет включать в себя медицинский и психолого-педагогический осмотр. Такими вопросами занимается не один, а несколько врачей: невролог, логопед, психолог, психиатр.

Специалист проводит и назначает такое обследование:

  • визуальный осмотр больного;
  • сбор анамнеза заболевания (проводится, чтобы уточнить полученные травмы головного мозга, перенесенные нейроинфекции и узнать о наличии такой патологии у ближайших родственников пациента);
  • лабораторные анализы крови и мочи;
  • выявления уровня гипофизарных гормонов;
  • церебральную ангиографию;
  • психиатрические тесты;
  • электроэнцефалографию;
  • реоэнцефалогрáфию;
  • позитронно-эмиссионную томографию;
  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • люмбальную пункцию и многие другие методы.

Диагностирование изменений речи проводится с помощью оценки строения органов голосообразования и речепроизводства.

Письмо проверяется при списывания текста, написания диктанта и чтения. Помимо этого изучается ручная моторика пациента, его сенсорные способности и интеллектуальное развитие.

Перед постановкой диагноза следует провести дифференциальную диагностику, отличие заторможенности от заикания и дизартрии.

В зависимости от причины появления такого состояния, врач будет принимать решение о способе терапии и госпитализации больного.

Лечение

Терапия данной патологии проводится с помощью консервативного лечения и радикальных мер.

К радикальному относится оперативное вмешательство, если у такого пациента обнаружено новообразование мозга или нервной системы. В ходе лечения проводится удаление с последующим назначением лекарственных препаратов. После, больной проходит реабилитацию.

В качестве медикаментозных средств ему прописывают:

  • обезболивающие;
  • седативные;
  • антибиотики при лечении инфекционного заболевания;
  • ноотропные;
  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • средства для восстановления уровня глюкозы;
  • комплекс витаминов и минералов (подбирается в индивидуальном порядке).

Психотерапию проводят как дополнение к медикаментозному лечению. Современные методы такой терапии помогут установить истинную причину заторможенности. Врач формирует пациенту новое поведение во время стрессовых ситуаций, и также корректирует личностную оценку.

Самолечением заниматься строго запрещено, чтобы не усугубить и так непростую ситуацию. До момента посещения психотерапевта можно применить профилактические меры. Все назначения препаратов и дозировки, должен выполнять только квалифицированный специалист. Поэтому, обязательно следует обратиться к врачу за медицинской помощью.

Если пациент будет полностью выполнять все рекомендации и назначения врача, при условии, что лечение было начато своевременно и правильно подобрано, то возможно его полное выздоровление.

При высокой температуре необходимо принять лекарственные средства для ее понижения. Если явление появилось после принятия сильных успокоительных, то его нужно купировать, прекратив их прием. В этом случае заторможенность пройдет сама без следа и все реакции восстановятся.

Прогноз и профилактика

Прогноз данного состояния будет благоприятным, если его диагностировали на ранних этапах развития, к тому же, если вовремя была начата коррекция состояния.

В качестве профилактических мер главное предупредить поражение центральной нервной системы в период пубертатного развития. Это же касается травм головы, инфекционных заболеваний и астенического синдрома. Важно, чтобы ребенок учился правильно говорить, а для этого необходимы образцы для подражания.

Главное помнить, что работа мозга зависит от его загруженности. Неиспользованные клетки отмирают, потому что оказываются ненужными. Из-за этого, естественно, уменьшаются «запасы» психики. В течение жизни его необходимо нагружать работой. Например: изучать новый язык, осваивать науки.

Кроме того, следует придерживаться режима “работа-отдых”, избегать стрессовых ситуаций и нервных напряжений, проводить своевременное лечение заболеваний разного характера.

Также рекомендуется выполнять различные физические упражнения и поддерживать мозговую деятельность в «рабочем» состоянии.

Источники

  1. Арндт П. – Психосоматика и психотерапия. Справочник / Пер Арндт, Натали Клинген. – М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 368 c.
  2. Баевский Р. М. – Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 295 c.

Извозчикова Нина Владиславовна

Специальность: инфекционист, гастроэнтеролог, пульмонолог.

Общий стаж: 35 лет.

Образование: 1975-1982, 1ММИ, сан-гиг, высшая квалификация, врач-инфекционист.

Научная степень: врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

Повышение квалификации:

  1. Инфекционные болезни.
  2. Паразитарные заболевания.
  3. Неотложные состояния.
  4. ВИЧ.

Источник: https://FoodandHealth.ru/simptomy/zatormozhennost/

Задержка психического развития у ребенка

Заторможенность у ребенка

Задержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа.

Данный недуг чаще диагностируется у малышей на дошкольном этапе, во время проведения тестирования и проверки их на предмет умственной зрелости и готовности к учению, и проявляется ограниченностью воззрений, дефицитом знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, превалированием игровых, детских интересов. Если признаки недоразвития функций психики встречаются у ребят, находящихся на старшем школьном возрастном этапе, то рекомендуется задуматься о наличии у них олигофрении. Сегодня замедленное развитие функций психики и способы коррекционного воздействия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

Причины задержки психического развития у ребенка

Сегодня проблемы задержки психического развития (ЗПР) детей во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности.

Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт.

Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты.

Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени.

Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития.

Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, ссоры и насилие в семье ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития.

Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши.

Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику.

Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом.

Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией.

В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме.

Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно.

Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми.

Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных страхов. Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи.

У таких малышей также превалирует игровой интерес.

Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

– они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

– их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

– эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности.

Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены.

Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию.

Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций.

Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания.

Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость.

У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию.

Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется.

Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей.

При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о задержке психического развития у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Источник: https://psihomed.com/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-rebenka/

Заторможенность мышления: причины и лечение синдрома у детей

Заторможенность у ребенка

Дело в том, что у некоторых детишек может проявляться заторможенность мышления. Это негативно скажется на развитии, а потому, стоит разобраться с причинами такого явления и узнать о способах лечения.

Большинство родителей начинают беспокоиться, когда их ребенок начинает садиться позже остальных, разговаривать ходить, начинается паника , что с ребенком, что-то не так.

Ребенок проявляет себя слишком энергично, сначала он делает все движения, а затем может сидеть и об этом думать.

Обычно в детском саду, он не может сосредоточиться, его действия не целенаправленные, он не понимает, как продолжить, как начать, часто отвлекается.

Стоит ли беспокоиться, ведь ребенок растет и кажется это обычное поведение детей, думают некоторые родители. Но задуматься или обратиться к специалисту таких случаях обязательно нужно.

Ребенок подрастает, идет в школу и встречается с серьезными трудностями для него. Он не может найти общего языка с школьниками.

По своему поведению он заметно отстает от сверстников, учителя начинают жаловаться родителям, те, в свою очередь, удивляются, по три часа занимается, а толку нет, значит лениться.

Конечно ребенок начинает чувствовать себя уязвимо, ведь он старается, как может, родители это не оценили, учителя тоже. Ребенок начинает отставать, одноклассники подшучивать, появляется нервозность, депрессия и не желание ходить школу.

Дети с задержкой психического развития, очень энергичны, они иногда с трудом понимают, о чем их просят, и что они должен сделать. У них нет интереса к окружающему миру, как у их ровесников. Ребенок живет как бы в своем заторможенном мире, где все тихо, медленно и не развивается.

Все это идет от недостатка его мозговой деятельности и мышление, оно стоит на месте и не может само развиваться.

При изучение детей с медленным развитием, было доказано, что у ребенка не развивается и левое и правое полушарие головного мозга. Он принимает информацию очень сжато, как бы не в полном формате, ежели его сверстник.

Также снижается память, это заметно проявляется когда он хочет понять, уловить смысл сказанного, и ребенок начинает прибегать к механическому запоминанию.

У ребенка с задержкой психического развития появляется снижение умения планировать, загадывать и распоряжаться своими действиями, в следствие этого он делает все как попало и появляется много ошибок.

Родители таких детей, которые считают, что их ребенок лентяй, непоседа не задумываются о том, что ребенку очень трудно догнать и соревноваться, быть хотя бы на одном уровне со своими сверстниками. Они начинают мгновенно уставать, делая одну работу, переключаться на другую. Очень важно это все отметить и оказать первую помощь ребенку.

Родитель задается вопросом, какие меры я должен предпринять? Но обычно родители делятся на две категории:

— Ребенок без помощи родителей, сделать ничего не сможет,

— Ребенок должен быть самостоятельным.

В первом случае, с самого рождения на ребенка не могут «надышаться», обезумевшие мамочки не могут оставить ребенка ни на секунду, считая, что с ним что-то случиться. Ребенок начинает подрастать, без помощи родителей он не одевается, не кушает, не собирается школу, он имеет постоянный контроль, домашние задание выполняет только при присмотре.

Такая забота, очень вредна детям. У него не формируется, чувство самосохранения, чувство уверенности, самостоятельности. Он становится как «живой цветок» который ждет когда его опрыснут и польют водой.

Без сомнения контроль нужен, но родители должны правильно им управлять, понимая что их малыш, тоже человек который должен научиться иметь свое мнение и не бояться его высказывать.

Второй типаж родителей, наоборот, с рождения мамочки могут оставлять ребенка бабушкам, тетям, сестрам не боясь, что те сделают что-то не так. Подрастая на ребенка выкладывают большую нагрузку, считая, что ребенок должен со всем справиться.

Такие действия могут привести иначе к маленькой работоспособности, быстрой утомляемостью, ребенок может стать агрессивным и часто менять свое настроение . Чтобы избежать всех этих моментов, психологи рекомендуют чаще давать отдыхать ребенку. Во время выполнения любой нагрузки, давать ребенку перерывы.

Чтобы у ребенка отдохнули все мышцы, глаза, мозг рекомендуют, дать ребенку попрыгать, побегать, полежать рассматривая картинки, это непременно пойдет на пользу.

Очень важно начать наблюдать за своим ребенком и чем раньше обратиться к специалисту, тем лучше будет результат. Даже если волнения родителей по поводу того, что их ребенок отстает, будут напрасны, ничего страшного. Лучше себя перестраховать, чем потом сожалеть о том, что мог что-то сделать, а не сделал.

Любой специалист поймет, если родитель переживает за своего ребенка. Поэтому лишний раз не зазорно спросить знающего человека, все ли в порядке с малышом. Так должен поступить любой родитель, который переживает за своего ребенка и готов ради него сделать все.

Маленькие детишки — беззащитны, а потому, кто, как не родители смогут им помочь.

Только тот ребенок, у которого своевременно удастся определить заторможенность мышления и начать исправлять эти недостатки, сможет расти и развиваться полноценно и в нормальном ритме.

Источник: https://veselajashkola.ru/shkola/zatormozhennost-myshleniya-prichiny-i-lechenie-sindroma-u-detej/

Заторможенный ребенок (“тюфячок”) — Студопедия

Заторможенность у ребенка

ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА

Сверхактивный ребенок (живчик)

Это непослушный и непоседливый ребенок. Две главные проблемы таких детей — двигательная

активность и невнимательность. Появляются эти проблемы чуть ли не с третьего месяца жизни.

В разумных пределах эти качества присущи многим детям до 3 лет и являются залогом хорошего

физического развития и гибкости мышления. Конечно, пределы нормальности определить трудно.

Нужно оценивать поведение объективно, так как эти качества, доведенные до крайности, становятся

серьезной проблемой. В младенчестве “живчики” изводят родителей тем, что никак не укладываются

спать, тем более что у многих сверхактивность приходится именно на вечер и ночь. В дошкольном

возрасте — травмами и несчастьями, которые бесконечно чередуются. В школе у них постоянные

конфликты, они чаще вступают в драки, теряют деньги и вещи, в общем, совершают совершенно

необъяснимые поступки. Замечено, среди них много шумных, но даже если эти дети молчаливы, то

беды ждать приходится каждую минуту. Шумные в избытке чувств вопят, жестикулируют, суетливо

сучат руками в грудничковом возрасте. Хотя такой ребенок быстрее знакомится с миром, знания эти

неглубокие, случайные. Это усложняет воспитание.

Серьезной проблемой также является импульсивность этих малышей. Они могут действовать

немотивированно, нелогично. Нельзя считать, что это ненормально. Именно так у этих малышей

работает нервная система. Несомненно, “живчики” нуждаются в помощи. Природа такого

темперамента в гипердинамичности. Но на это накладываются чаще всего ошибки воспитания,

которые приводят к ненормальному поведению. Избалованность, неуправляемость, непослушность —

это мешает малышу правильно развиваться. Причем здесь вся ответственность ложится на вас,

родители.

Есть два пути воспитания такого ребенка:

1) вместе с ребенком по пути познания должен идти близкий взрослый человек, готовый объяснять

неправильность поведения малыша и сделать так, чтобы ребенок исправился (попросил прощения,

собрал игрушки и т. д.);

2) ограничить двигательную активность ребенка: если он разбросает игрушки, оставить его рядом с

ними до тех пор, пока не уберет. Главное — не отвлекать малыша от конфликта.

Заторможенный ребенок (“тюфячок”)

Это тихие дети, медлительные в движениях и в своих реакциях на события, которые их окружают.

Они рождаются такими, и это не является болезнью. Такой ребенок может родиться в любой семье. В

первые месяцы он может отставать в развитии. Если этим детям не помогать, то жесткий темп жизни

может негативно отразиться на их характере. Поэтому надо постараться сделать для них все

возможное. И опять, в первую очередь, этим должны заняться родители.

Чаще всего “тюфячок” — послушный ребенок. Если ему предложат какое-либо дело, малыш будет

долго им заниматься в силу своей натуры, но все равно почувствует, может быть чуть позже,

утомление от однообразной работы. И здесь надо уловить момент и сменить занятие, заинтересовать

ребенка чем-либо другим. И так постепенно необходимо расширять круг общения с предметами, а

потом и со сверстниками, с незнакомыми ему людьми. Если этим не заниматься с самого раннего

возраста, то вырастет вялый, туповатый, склонный к полноте, равнодушный подросток. Так считают

психологи и советуют организовать жизнь ребенка, начиная с первого года, так, чтобы он участвовал

в каких-то событиях. Причем не играет роли, большие, важные это события или нет.

Также можно проявлять перед ребенком контрастные чувства и не обязательно, чтобы они были

направлены на него. Постарайтесь пробуждать в малыше радостное ощущение от сделанной работы,

от общения. Это будет стимулятором для эмоционального развития ребенка. Необходимо создать

возможность контакта со сверстниками, но надо избегать насмешек и конфликтов, которые могли бы

ранить малыша.

Надо также стараться приучать ребенка в детском саду и школе к активности.

У “тюфячка” не возникнет самостоятельной активности, тем более необходимо поощрять даже зачатки

ее самыми различными способами — от похвалы до игрушки, все пойдет в дело.

Конечно, эти характеристики крайнего толка, и у детей чаще всего есть что-то и от “тюфячка”, и от

“живчика”. Но какой-то тип обязательно преобладает, поэтому мы советуем разобраться, каков ваш

малыш, ибо знание, как известно, — сила.

В 8—10 месяцев ребенок начинает ползать, и это благоприятное время для развития у малыша

творческих способностей.

Поскольку для ребенка очень важно исследовать весь окружающий его мир, в этот момент стоит

отказаться от манежа. Конечно, бывают такие обстоятельства, когда манеж необходим (например,

если вы на некоторое время отлучились). Но не злоупотребляйте им. Тем более, что, по мнению

педиатров, малыш на полу научится падать, а это одно из самых важных умений. И помните: обычное

падение на пол для ребенка безопасно. У маленького человека организм приспособлен к тому, чтобы

падать. Следить следует только за тем, чтобы малыш не упал с большой высоты.

С 10—11 месяцев ребенка необходимо знакомить с опасностями. Но делать это надо с умом, не

травмируя малыша. Слово “нельзя” будет ему понятно гораздо позже, а вот серьезный ответ на

желание протянуть руку и достать горячий чайник: “Осторожно, будет горячо! Будет больно!” —

важен и необходим. И даже если ребенок все-таки дотронется до горячего чайника, лечить маленький

ожог будет не слишком тяжело, зато он с вашей помощью научится быть осторожным.

К этому же возрасту ребенок уже способен испытывать радость, сочувствие, проявлять желание

“помогать”, подражать старшим. Это стремление надо поддерживать, разрешать ему делать что-то

несложное, не играть: сложить листики бумаги, протереть стол. И пускай сначала ничего не

получится, но это поможет развиться эмоционально, ребенок будет открыт миру.

“Искорка” (от 1 до 2 лет)

Так можно назвать ребенка 1—2 лет. В это время в нем зарождаются первые навыки мыслящего

существа. Он начинает думать, соотносить одно с другим, радоваться и печалиться, сострадать и

любить. Поэтому главное в этот период — не гасить интерес. Случайно, нечаянно не задеть эту

открытость миру, от нее многое сейчас зависит.

Любопытство, любознательность, стремление действовать с большим количеством игрушек и

предметов, желание узнать и обдумать — все должно быть замечено взрослыми, должно ими

поощряться. Надо организовать жизнь малыша так, чтобы его интерес к миру не угасал.

Игрушки совершенно необходимы, но вовсе не обязательно, чтобы их было много. Главное —

разнообразие. При помощи кукол, набора посуды, мебели и т. д. ребенок может изображать действия

взрослых, при помощи мячей, обруча, машин, тележек и пр. — устраивать подвижные игры.

Игрушки для сборки и разборки (матрешки, пирамидки), материалы для строительства (конструктор,

кубики, мозаика), а также лопатки, ведерки помогут научиться выполнять целый ряд полезных в

будущем действий.

“Простые игрушки — самые лучшие”, — считает доктор Б. Спок. Обычно дети чаще занимаются

простыми игрушками, и не стоит сокрушаться, что у вас недостаточно средств на дорогие. Например,

поезд из кубиков интереснее малышу, чем “железная дорога”, да и если он его сломает — не так

страшно. Тем более, что и в воде они не тонут, поэтому могут стать кораблем. К полутора годам

ребенок с удовольствием вкладывает один предмет в другой. Поэтому любимая игрушка — это

коробка на колесиках. Также интересны обыкновенные мягкие игрушки — мишки, зайчики и т. п.: их

можно кормить, укладывать спать и т. д.

Для того чтобы познание с помощью игрушек было глубоким и разносторонним, нельзя, чтобы

большое их количество попадало на глаза ребенка, так как они быстро приедаются малышу. Игрушки

надо менять.

Совет № 1, основной. Несколько раз в день включайтесь в игру с ребенком, так как в одиночестве он

явно скучает, и игрушки теряют свое назначение. Своевременная же подсказка, даже простое

внимание к игре побуждают ребенка к новым действиям. Это помогает его более успешному

умственному развитию.

Уже на втором году жизни малышу нужны книжки с картинками. Поначалу вы будете рассматривать

их вместе, чтобы он научился хорошо с ними обращаться. Повесьте картинки над кроватью ребенка,

чтобы, просыпаясь, он увидел красочные рисунки.

Также можно привлекать малыша к несложной работе по дому, например, к протиранию и

укладыванию вымытых ложек. И пусть даже он это делает неумело и реальная помощь от его

действий не слишком велика, все равно нужно постараться включить малыша в домашнюю работу.

Нельзя отгонять ребенка, даже если он действительно мешает. Выражения: “Ты больше вымажешь, чем

вымоешь” или “Ты вся испачкаешься, уйди”, — гасят его интерес и любознательность.

Лучше найти приемлемые действия для малыша: “Принеси тряпочку, мы пол вымоем”. Учите и

поощряйте своего ребенка. Постарайтесь отвечать на большинство его вопросов, причем так, чтобы

ему было понятно.

Совет № 2. Даже если вы устали, раздражены, а малыш требует ответа, постарайтесь успокоиться и

ответить либо переключите внимание ребенка на что-то другое.

Помните, что ваши ответы развивают пытливость ума, стремление узнать, разобраться, понять. Когда

вы отвечаете ему, то даете понять, что объяснить что-либо — это важно и для вас. Задатки будущих

разговоров по душам — вот что сейчас представляют собой ответы на детские вопросы.

На втором и третьем году довольно быстро развиваются действия восприятия и мыслительные

действия. Если в грудиичковом периоде психическая жизнь малыша носила слитный,

нерасчлененный характер, то теперь достаточно отчетливо видно: ваш ребенок зрительно обследует

предмет, его свойства, решает мыслительную задачу, например, как взять любимую игрушку с полки.

Но пока нельзя выделить отдельные психические процессы: память, внимание, воображение. Они еще

носят непроизвольный характер.

В начале второго года жизни ребенок хорошо узнает знакомых и родных людей. Даже если он видел

их всего лишь несколько дней, их образ сохраняется в памяти. Также малыш способен вспомнить, что

было неделю назад. Он начинает ориентироваться в пространстве, то есть примечает, как и где

расположены предметы в доме, сколько в нем комнат и т. д. Выходя на улицу, он сам может найти

место, где постоянно играет.

На третьем году он уже может найти место, где живет, если вы находитесь недалеко от дома, также

может вспомнить отдаленные события (зимой подробно рассказывает о том, как ездил с папой на

рыбалку).

Разговаривая с малышом о том, что происходило в прошлом и произойдет в будущем (“Мы поедем с

тобой на автобусе. Помнишь, как автобус едет?”), вы развиваете его образную память и кругозор.

На протяжении второго года жизни ребенок намного дольше занимается игрушками (ЗСМЮ минут), а

если в игру вступает взрослый, то еще дольше. Теперь его трудно оторвать от заинтересовавшего его

дела. Занять малыша другим делом, которое не интересует его, также очень сложно. Поэтому надо

стараться привлечь ребенка к разным играм, чтобы это было ему полезно и развивало разнопланово.

Но заставлять, принуждать нельзя, ибо можно надолго отбить у малыша интерес заниматься этим

делом.

В это же время у ребенка начинает складываться воображение. Палочка становится лошадкой, стул —

машиной. Но это воображение еще нуждается во внешних предметах, без них ребенок ничего

вообразить не сможет. Из чего следует вывод, что воображение и восприятие у ребенка на втором

году жизни развито, но несовершенно. Нужно малышу помочь!

Совет № 3 — предлагайте ребенку игрушки, которые бы обучали его различать предметы по цвету и

форме, а также по размеру. Это пирамидки, кубики, мячики и др. В раннем детстве размер игрушки и

цвет еще не могли иметь никакого значения. К одному году малыш различает цвета, но признаками

одного или другого предмета они для него не являются. Поэтому ребенок не обращает внимания на

кольца разных цветов. Они пока для него все — кольца, которые можно катать, надевать на стерженек.

Для того чтобы научить малыша ориентироваться в цвете предметов, полезно предлагать выбрать из

двух разных по цвету предметов тот, который соответствует образцу.

Более сложную задачу представляет следующая игра. Берем два листа различной по цвету бумаги 20 х

20 см. Вырезаем в центре треугольник или круг. Вырезанные фигурки даем ребенку в руки. Он должен

соответственно цвету вложить фигурку в отверстие. Взрослый сможет назвать цвета, а от малыша

достаточно потребовать, чтобы он сказал словами, такой же это цвет или другой, так как название

цветов ребенок еще не освоил. Цвета необходимо подбирать контрастные (зеленый — красный,

белый — синий). А потом менее контрастные (желтый — оранжевый, красный — розовый).

Также надо учить малыша различать формы предметов. Круг, овал, квадрат, прямоугольник должны

быть не только названы родителями, но и применены в играх. И стараться играть с ребенком в игры,

где малыш в одну сторону складывает все предметы, которые представляют какую-нибудь

определенную геометрическую фигуру. Ребенок должен научиться распределять предметы по

определенному признаку. В данном случае — по форме.

Таким же образом надо учить малыша различать размеры предметов. Также, общаясь с ребенком,

взрослые постоянно употребляют слова, которые обозначают свойства предметов. Самые обыденные

занятия — еда, одевание, умывание — несут много сведений. Надо научить малыша сравнивать

предметы, например: “Смотри, какой большой носок у папы и какой маленький — у тебя”.

Когда идете на прогулку, обращайте внимание на явления природы: снег и дождь, песок и трава,

солнце и облака — все это должно быть предметом разговора для вас.

Совет №4 — продолжайте петь малышу песенки, слушайте вместе с ним музыку — этим вы разовьете

слух ребенка, а в плане эмоционального контакта это неоценимо.

Источник: https://studopedia.ru/12_141717_psihicheskie-svoystva-t.html

МедЛечебник
Добавить комментарий